Далее: Тема 4. Философия Нового Вверх: Методические рекомендации Назад: Тема 2. Античная философия

Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Религиозная философия Августина Блаженного. Философия эпохи зрелого средневековья. Реализм и номинализм. Фома Аквинский и средневековая схоластика. Гуманизм эпохи Возрождения. Пантеизм натурфилософии эпохи Возрождения. Николай Кузанский и Джордано Бруно


Вопросы к теме:

  1. В чем заключается основной смысл переоценки ценностей, совершенной христианством?

  2. Назовите основные принципы христианской религии. В чем сущность этих принципов и их влияние на решение философских проблем?

  3. На рассмотрении каких проблем было сосредоточено внимание представителей патристики?

  4. Каковы особенности средневековой схоластики?

  5. Раскройте суть проблем: отношения души и тела, веры и знания, предопределения и свободы воли.

  6. Какие позиции занимали в споре об универсалиях реалисты и номиналисты?

  7. Как повлиял аристотелизм на учение Фомы Аквинского?

  8. В чем вы видите основания гуманистического движения эпохи Возрождения?

  9. Какие ценности утверждались в учениях гуманистов?

  10. Определите специфические черты натурфилософии эпохи Возрождения.


Тестовые задания к теме:

  1. Августин Аврелий рассматривал историю как:

    a. Осуществление божественного промысла;

    b. Совокупность случайных событий;

    c. Результат действия объективных законов;

    d. Циклическое повторение одних и тех же событий.

  2. Кто является основоположником гуманизма эпохи Возрождения:

    a. Данте Алигъери;

    b. Франческо Петрарка;

    c. Лоренцо Вала;

    d. Эразм Роттердамский.

  3. Составьте имена мыслителей и направления схоластики:

    a. Фома Аквинат d. Реализм
    b. Росцелин e. Томизм
    c. Ансельм Кентерберийский f. Номинализм

  4. Сопоставьте направления и утверждения:

    a. Реализм d. Универсалии существуют реально, т.е. независимо от сознания людей
    b. Номинализм e. Реально существуют только вещи и явления; в универсалии это лишь имена, названия, данные им людьми
    c. Концептуализм f. Универсалии существуют реально только в Боге, а вещам названия дают люди


Литература:

  1. Августин Блаженный. О граде Божьем. Мн., 2000.

  2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 2000.

  3. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: В 2-х т. СПб., 2001.

  4. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001.

  5. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

  6. Боэций. ``Утешение философией'' и другие трактаты. М., 1990.

  7. Бруно Дж. Диалоги. М., 1989.

  8. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2-х т. Т.1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000.

  9. Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. СПб., 2000.

  10. Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. 2003. №2,4,5.

  11. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

  12. Жильсон Э. Избранное. Т.1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского.

  13. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.

  14. Коплстон Ф. История философии: Средние века. М., 2003.

  15. Крылов В.Л. Концептуализм - начала и концы // Человек. 2001. №5.

  16. Кузанский Н. Соч.: В 2-х т. М., 1980.

  17. Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1982.

  18. Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар // Вопросы философии. 1988. №10.

  19. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск, 1995.

  20. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра: слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.

  21. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб., 1997.

  22. Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

    Ситников А.В. Философия Платона и традиции христианской патристики. СПб., 2001.

  23. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

  24. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  25. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.

  26. Штекель А. История средневековой философии. СПб., 1996.


Далее: Тема 4. Философия Нового Вверх: Методические рекомендации Назад: Тема 2. Античная философия

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-02-06