Далее: 2.4. Виды работы над Вверх: Глава II. Методические основы Назад: 2.2. Особенности восприятия художественных

2.3. Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров

Схема работы над художественным произведением

Этапы работы и задачи Приёмы работы
Подготовка к восприятию произведения

$Задача:$ возбудить у детей интерес к читаемому; эмоционально настроить на восприятие читаемого; помочь правильно воспринять произведение; актуализировать знания учащихся

  • Беседа
  • Рассказ или слово учителя
  • Прослушивание подготовленных учениками сообщений на определённую тему
  • Прослушивание музыкальной записи
  • Рассматривание картины и беседа по ней
  • Чтение учителем текста по аналогичной теме, но более эмоционального по содержанию
  • Создание проблемной ситуации
2. Первичное (целостное) восприятие произведения (первичный синтез)

Задача: сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения

  • Первичное чтение учащимися
  • Чтение учителем
  • Комбинированное чтение
  • Прослушивание грамзаписи
  • Просмотр диафильма

Виды чтения: вслух, про себя

3. Проверка первичного восприятия прочитанного

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

  • 1-2 вопроса, выясняющих представление о прочитанном
    • Словесное рисование
4. Вторичное чтение и анализ произведения

Задача: углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

  • Деление текста на части и озаглавливание их
  • Выборочное чтение
  • Анализ отдельных картин, смысловых частей текста
  • Словесное рисование отдельных картин
  • Подготовка к пересказу
  • Подготовка к выразительному чтению
5. Вторичный синтез произведения.

Задача: уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию

  • Обобщающая беседа
  • Выразительное чтение
  • Творческие работы

План разбора художественного произведения

в специальной (коррекционной) школе

  1. Подготовка к чтению и словарная работа:
  2. Чтение текста учителем.
  3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
  4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
  5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
  6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
  7. Деление текста на части и озаглавливание частей.
  8. Пересказ прочитанного (возможные варианты):
  9. Работа над характеристикой действующих лиц.
  10. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
Сказка - это эпическое произведение, чаще всего в прозаической форме, в котором есть установка на вымысел. Сказки оказывают нравственное воздействие на детей. В них ярко выражено торжество добра и правды. Сказка является благодатным материалом для развития у детей связной устной речи.

Выделяют две существенные особенности сказки:

Сказки делятся на три группы:

При работе над сказкой необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. При подготовке к чтению сказки может быть организована предварительная беседа или наглядно-практическая деятельность детей.

2. Первичное восприятие сказки может сопровождаться показом диафильма, иллюстраций. Лучше рассказывать сказку; она может быть прослушана в магнитофонной записи.

3.Анализ следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то правдой жизни. Вопросы формулируются так, как будто все события происходили на самом деле. Важна работа над языком сказки: (эпитеты - красна девица, добрый молодец; сравнение - вырос, словно гриб; сочетание слов - умный-разумный; сочетание синонимов - путь-дорога; употребление ласкательных суффиксов - миленький; обороты народной речи - откуда ни возьмись; устаревшие слова - гонцы, верста).

4. Сказка может читаться по ролям. Можно поработать над составлением плана и пересказом сказки; предложить различные творческие работы (иллюстрирование, драматизация).

Басня - вид эпической поэзии. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся; лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся.

Существенные признаки басни:

Специфика этого жанра предполагает некоторое своеобразие методической работы:

  1. Подготовительная работа должна быть направлена на выявление основных линий поведения персонажей (проводится беседа: как выглядят герои, что делают, где обитают + рассматриваются их изображения на картинках).
  2. Чтение басни следует проводить по частям с одновременным разбором каждой из них. После разбора учитель прочитывает басню целиком, демонстрируя образец выразительного чтения.
  3. Анализ басни должен быть направлен на выяснение поступков персонажей.
  4. Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией. Объясняется, что действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. В процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из жизни.
  5. Пересказывать басню не следует. Рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить его наизусть, драматизировать.
Стихотворение - небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую структуру.

Стихотворения делятся на следующие группы:

Анализ эпического стихотворения совпадает с методикой чтения рассказов и направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, художественного своеобразия. Можно делить стихотворение на части, составлять его план, пересказывать.

При анализе лирического стихотворения проводится подготовительная работа (использование музыкальных произведений, иллюстраций, биографические сведения, как правило, не сообщаются). Стихотворение читается учителем наизусть. После задаются вопросы, направленные на выяснение его первичного восприятия. Затем осуществляется вторичное чтение стихотворения, анализ (содержания, языковых средств), проводится подготовка к выразительному чтению (определяются интонация, паузы, логические ударения).


Далее: 2.4. Виды работы над Вверх: Глава II. Методические основы Назад: 2.2. Особенности восприятия художественных

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
08.09.2011