Далее: 2.5.  Учение Гегеля об Вверх: 2.  Немецкая классическая философия Назад: 2.3.  Мораль и вера

2.4.  Система объективного идеализма Гегеля

Жизнь и сочинения Г.В.Ф. Гегеля. Критика Гегелем учения Канта о "вещах в себе". "Феноменология духа" как истинный исток гегелевской философии. Научная система как форма существования истины. Три исходных положения "Феноменологии духа": 1) знание - достояние индивида, а человек рожден для общества; 2) человек - продукт истории; 3) развитие индивида воспроизводит в общих чертах развитие рода. "Субъективный дух" (индивидуальное сознание), "объективный дух" (общество) и "абстрактный дух" (общественное сознание) - три сферы движения мысли. Проблема отчуждения: отчуждение как инобытие духа, его опредмечивание, овнешнение, самополагание в форме объекта. "Наука логики" и гегелевская реформа логики: идея создания содержательной логики. Тождество бытия и мышления как основание философии Гегеля: мышление как объективная, самостоятельная сущность; объективный идеализм и панлогизм Гегеля. Общий принцип системы категорий - движение мысли от абстрактного к конкретному. Совпадение логического и исторического при примате логики (история как предметное воплощение логики). Принцип троичности (триады) в построении логики: тезис (утверждение) - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание отрицания). Три закона диалектики как аспекты, срезы единого процесса развития. Закон "отрицания отрицания". Переход количественных изменений в качественные (качественный скачок). "Противоречие - вот что на самом деле движет миром". (Противоречие как взаимосвязь, взаимообусловленность противоположных сторон, определений, "принцип всякого самодвижения".) Три раздела "Науки логики": учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Понятие "абсолютная идея" и пантеизм гегелевской философии. Развитие как самопознание "абсолютной идеи". Развитие "абсолютной идеи" в "собственном лоне", то есть в сфере чистого мышления (логики). Природа как антитезис в развитии "абсолютной идеи", как самоотчуждение и инобытие "абсолютной идеи". Вневременное предшествование логического развития идеи природе. Природа и развитие. Проблема появления человека как она предстает в философии Гегеля. Три части философии природы: механика, физика и органика. Гениальные догадки и досужие вымыслы Гегеля в области естествознания. Логика, природа и философия духа - три части гегелевской системы. Философия духа как включающая в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Антропология, феноменология и психология - части учения о субъективном духе (антропология изучает душу; феноменология - сознание, самосознание и разум; психология - формы знания и деятельности человека). Право, нравственность и государство как части учения об объективном духе. Учение об абсолютном духе как высшей ступени самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия). Религия и философия в учении Гегеля: единство содержания при различии форм его выражения. Философия Гегеля как высшая и завершающая ступень философского развития. Согласованность и противоречивость системы и метода в философии Гегеля.


Далее: 2.5.  Учение Гегеля об Вверх: 2.  Немецкая классическая философия Назад: 2.3.  Мораль и вера

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-17