Далее: 3.2.  Позитивизм, его модификации. Вверх: 3.  Основные проблемы западно-европейской Назад: 3.  Основные проблемы западно-европейской

3.1.  Иррационализм в философских учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Традиция философской классики и антиклассические ориентации в философии XIX, XX веков. Жизнь и сочинения А. Шопенгауэра. Духовные корни философии Шопенгауэра: древнеиндийская философия, платоновский идеализм, субъективный идеализм И. Канта. Мир как представление: мир - взаимосвязь субъекта и объекта; время, пространство и причинность - формы познания; материя как воспринимаемость времени и пространства и объективация причинности; существо материи - закономерное изменение; отсутствие причинно-следственных отношений между субъектом и объектом; жизнь и сон - мир как покрывало Майи; разум как закрепляющий в понятиях то, что уже было познано иным путем (интуитивно). Мир как воля: данность тела как представления и воли для субъекта познания (тело как объективированная, т.е. ставшая представлением, воля); "вещь в себе" - это воля как внутренняя сущность всякой реальности; воля как мировая воля; низшие и высшие ступени объективации мировой воли; воля как единая и множественная. Раздвоение воли и соперничество в природе. Познание - инструмент воли. Необходимая зависимость высших объективаций воли от низших (воля как "пожирающая самоё себя"). Единство мира не в материальности, а в пронизывающей его воле. Объяснение видимости целесообразности в природе. Воля как бесконечное стремление и вечное становление, не имеющее конечной цели. Обреченность человека на страдание. Искусство как временное и частичное избавление от страдания. Отрицание воли к жизни - окончательное избавление от страдания. Идеи - ступени объективации воли. Человек как чистый субъект познания и познание идей. Вселенский пессимизм Шопенгауэра. Шопенгауэр о поэзии, трагедии и музыке. Сострадание - "последний фундамент моральности в человеческой природе". Самоубийство воли - безмятежность и отсутствие желаний как цель человеческой жизни. Атеизм Шопенгауэра. Влияние философии Артура Шопенгауэра на мировую культуру. Жизнь и сочинения Фридриха Ницше. Три периода в развитии мировоззрения Ницше. Афоризмы, мифы, полемика, декларации - формы, которые избрал Ницше для выражения своей философии. Мир как целостность, жизнь, становление. "Воля к власти" - фундаментальная бытийная характеристика философии Ницше. Неорганический и органический мир в понимании Ницше (органическое как дезорганизация). Идея "вечного возвращения". Учение Ницше о познании и истине: истолкование как форма проявления "воли к власти" - "нет фактов, есть только интерпретации"; отношение философа к проблеме истины. Истина и мораль как заблуждения, полезные для человека. Осуждение Ницше господствующей в Европе морали - "инстинкт стада против сильных и независимых". Отношение Ницше к христианству. Релятивизация морали и моральная "невинность" "сильных". Концепция сверхчеловека - апофеоз учения Ницше о человеке. Социально-политические идеи Ницше: роль личности в истории; невозможность "подлинной" истории; негативное отношение Ницше к демократии и социализму. Двойственное отношение Ницше к государству. Философия Ницше и идеология фашизма.


Далее: 3.2.  Позитивизм, его модификации. Вверх: 3.  Основные проблемы западно-европейской Назад: 3.  Основные проблемы западно-европейской

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-17