Далее: Практическое занятие № 6. Вверх: Практические занятия Назад: Практическое занятие № 4.

Практическое занятие № 5. Обучение правилам диспозиции

Понятие речи-рассуждения (хрии). Строгая хрия. Свободная хрия. Искусственная хрия. Особенности структуры. Части строгой хрии: приступ, парафразис (или экспозиция), причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Тексты для анализа

Текст № 1

Обозреть свой предмет, раздробить его на части; сличив одну часть с другой, выяснить, какое положение выгоднее, какая связь между частями естественнее.

Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино. Надобно, чтобы в сочинении царствовал один главный тон, который бы покрывал собой все прочие.

М. М. Сперанский

Вопросы к тексту

Следуя советам Сперанского, определите последовательность действий оратора на этапе расположения.

Какие правила нужно учитывать при определении композиции будущего выступления?

Текст № 2. Корень учения горек, но плоды его сладки

Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:

способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память - крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;

учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что плоды, то есть последствия учения, приятны, ибо:

знания, умения, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. "Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни" (Пушкин)

О вы, которых ожидает отечество от недр своих!...дерзайте... "раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать" (Ломоносов).

Стилистические задачи для гимназии при Историко-филологическом институте Санкт-Петербурга (сост. И. Гаврилов. - 1874)

Вопросы к тексту

Определите предмет речи.

Сформулируйте авторскую задачу.

Найдите все части строгой хрии. Обоснуйте свой выбор.

Определите, как данное расположение материала способствует решению поставленной риторической задачи.

Текст № 3. Рождение стихотворения

Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Душа поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо яркий миг, иногда смутно, как зачатье во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще не окрепшей новой жизни.

Что же надо, чтобы стихотворение жило, и не в банке со спиртом, как любопытный уродец, не полужизнью больного в креслах, но жизнью полной и могучей, - чтобы оно возбуждало любовь и ненависть, заставляло мир считаться с фактом своего существования? Каким требованиям должно оно удовлетворять?

Я ответил бы коротко: всем.

В самом деле, оно должно иметь: мысль и чувство - и без первой самое лирическое стихотворение будет мертво, а без второго даже эпическая баллада покажется скучной выдумкой, - мягкость очертаний юного тела, где ничего не выделяется, ничто не пропадает, и четкость статуи, освещенной солнцем; простоту - для нее одной открыто будущее, и - утонченность, как живое признание преемственности от всех радостей и печалей прошлых веков; и еще превыше всего этого - стиль и жест.

Одним словом, стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства... Такое стихотворение самоценно, оно имеет право существовать во что бы то ни стало.

Н. С. Гумилев. Письма к русской поэзии

Вопросы к тексту

Выделите все части хрии.

Определите вид хрии.

Дает ли следование риторической схеме возможность для проявления творческой свободы автора? Докажите.

Варианты заданий

Разработайте и расположите содержание в соответствии со структурой строгой (восьмичастной) простой хрии для речи-рассуждения на тему:

"Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана"

"Стиль - это человек"

Изобретите содержание и расположите в соответствии со структурой искусственной хрии для речи-рассуждения на тему:

"Чем эпоха интересней для историка,

Тем она для современника печальней".

(Н. Глазков)

Изобретите содержание и расположите его, используя структуру хрии любой разновидности. Возможная тема:

"Поэтами рождаются, ораторами делаются" (Цицерон)

Литература

Волков, А. А. Строение и смысл риторического аргумента. - Риторика. - №1.- 1995.

Кохтев, Н. Н. Основы ораторской речи. - М, 1992.

Михальская, А. К. Основы риторики. От мысли к слову. - М., 2001.


Далее: Практическое занятие № 6. Вверх: Практические занятия Назад: Практическое занятие № 4.

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
12.05.2007