Далее: 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вверх: Национально-региональный компонент Назад: 2. Объем дисциплины и виды

3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

Тематичекое планирование учебного материала


п/п

Наименование темы Количество часов
    Всего Лек-ции
1. Понятие масскульта. Элитарная и массовая культура. США как родина масскульта. Понятие "народной культуры". Особенности формирования массовой культуры в России.

Новые тенденции в массовой культуре. Понятие массовой культуры в работах О. Шпенглера, К.Ясперса, З.Фрейда, Ортеги-и-Гассета, Московичи. Массовый человек как герой и потребитель масскульта. Понятия "омассовление", "массофикация". Характеристики массового человека

6 6
2. Массовый человек-реальность современного информационного общества. Характеристики массового человека. Масскульт и картина мира массового человека. Мифы для массового человека 4 4
3. Кино как наиболее востребованный вид искусства в массовой культуре. История возникновения и развития кино. Жанровые предпочтения. Эстетика Голливуда. Голливуд как законодатель традиций массовой культуры. Реклама кино 4 4
4. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма. Теория Р. Вильямса. Телевидение в контексте структурализма и семиотики. Постмодернизм и видеокультура. 2 2
5. Формирование "массовой литературы" и ее социокультурная специфика. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы. Истоки беллетристики. Особенности жанров 4 4
6. Музыка как предмет потребления. Мюзикл. Римейковая сущность мюзикла. Тематичекие предпочтения и выразительные средства 4 4
7. Особенности трактовки традиционных (вечных) тем в искусстве ХХ века. Игровые механизмы творчества. Игра, ее границы и правила. Игра в искусстве и в рекламе. Пародия. Особенности юмора в рекламе и в художественной культуре 6 6
8. Абсурд в культуре ХХ века. Театр абсурда и его влияние на культуру ХХ века. Взаимосвязь рекламы и направлений искусства и культуры ХХ века: футуризм, абстракционизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, соц-арт, поп-арт 4 4
9. Реклама как составляющая дадаизма, перфоманса, концептуального искусства, хэппенинга 4 4
Итого: 36 36

Контроль за самостоятельной работой студентов

В течение девятого семестра предполагаются 2 контрольные работы:

1. Проанализируйте любую рекламу с точки зрения присущего ей игрового начала: на уровне сюжета, языка, значимых деталей, специфики других выразительных средств, пародийного момента.

2. Раскройте особенности любого из направлений культуры ХХ века и проанализируйте его взаимосвязь с рекламой (привести примеры).

Критерии оценки знаний

Контрольные задания оцениваются по системе "зачет-незачет":

"зачтено" ставится при условии детального и глубокого раскрытия специфики проблемы на конкретном примере;

"не зачтено" ставится, когда работа содержит целый ряд погрешностей с точки зрения раскрытия специфики массовой культуры.

Курсовые работы не предусмотрены.

Итоговая аттестация - экзамен (см. вопросы к экзамену).

Вопросы к экзамену
  1. Понятие "массовой культуры" и ее теоретическое осмысление.
  2. Анализ произведения ХХ века. Тема и идея произведения, актуальные для ХХ века.
  3. США как родина масскульта. Причины и особенности.
  4. Анализ наиболее/наименее удачной рекламы.
  5. Особенности масскульта в России.
  6. Анализ игрового начала в рекламе на конкретном примере.
  7. СМИ и массовая культура. Роль информации.
  8. Анализ юмора в рекламе на конкретном примере.
  9. Понятие "омассовления" и "массофикации" в рамках массовой культуры.
  10. Соотнести принципы игры в художественном произведении ХХ века и в рекламе.
  11. Особенности элитарной культуры и ее взаимодействие с массовой культурой.
  12. Картина мира массового человека.
  13. Анализ рекламы кино на конкретном примере.
  14. Мифы культуры ХХ века.
  15. Анализ римейка. Сопоставление с первоисточником.
  16. Кич как явление массовой культуры.
  17. Характеристика массового человека.
  18. Игровое начало в культуре ХХ века. Роль пародии.
  19. Особенности игры в рекламе.
  20. Многообразие творческого процесса. Маргиналы и аутсайдеры.
  21. Становление кино как одного из самых массовых видов искусства.
  22. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма.
  23. Римейк как одна из форм существования массовой культуры.

Критерии оценки знаний:

"отлично" ставится при условии полного раскрытия проблематики вопроса и приведении своих примеров по существу проблемы;

"хорошо" ставится, если ответ содержал несколько незначительных неточностей;

"удовлетворительно" ставится студенту, если его ответ был неполным и содержал ряд существенных ошибок;

"неудовлетворительно" ставится студенту, если его ответ на вопрос не соответствовал поставленной проблеме.


Далее: 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вверх: Национально-региональный компонент Назад: 2. Объем дисциплины и виды

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
11.03.2008