Далее: Примечания: Вверх: Советы методиста1 Назад: План анализа урока литературы

Организация творческой деятельности учащихся на уроках литературы

Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. В определении творчества дидакты и методисты опираются на идеи известного психолога Л.С.Выготского, который понимал творчество как "создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". (1. С. 3, 32). В этом смысле творчество перестает быть "уделом избранных" и становится "нормальным и постоянным спутником детского развития".

Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста. Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис "От маленького писателя к большому читателю" был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А.Сухомлинский: "Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества".

Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.

Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия". (2. С. 104, 108). К творческим сочинениям принято относить:

- домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?";

- домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба Аси?" (И.С.Тургенев. "Ася");

- домысливание "пропущенного" в тексте эпизода: "Летние встречи Юшки со своей дочерью";

- дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Печорина";

- письмо от имени литературного героя, например, письмо Кулигина Борису Григорьевичу;

- речь в защиту или обвинение героя, например, Родиона Раскольникова, Катерины Измайловой (Н.С.Лесков. "Леди Макбет Мценского уезда");

- "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "Тринадцатый подвиг Геракла в наше время", "Встреча толстого и тонкого в наши дни";

- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить Васютку" (В.П.Астафьев. "Васюткино озеро");

- описание памятника литературному герою, например, любимому герою сказок Г.Х.Андерсена, былинному богатырю и т.п.;

- письменное словесное рисование, например, "Портрет Собакевича", "Описание комнат героев романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание";

- словесное описание герба помещика, например, герба Троекурова (А.С.Пушкин. "Дубровский"), Собакевича, Манилова (Н.В.Гоголь. "Мертвые души")2

К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:

- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;

- сравнение произведений на одну тему;

- подбор графического или музыкального символа;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге;

- аннотация;

- статья литературно-критического характера, например, "Идея Родиона Раскольникова и ее крушение" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание");

- статья теоретико-литературного характера, например: "Гротеск в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят:

- устное словесное рисование;

- описание кадров воображаемого диафильма;

- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;

- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке;

- стилистический эксперимент;

- сопоставление реальной основы с сюжетом произведения, героев с прототипами; черновых редакций и окончательного текста;

- узнавание автора по стилю, узнавание автора или литературной школы по пародии и др.

Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или эмоционально-художественные). К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов. К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок - воображаемое путешествие. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока "многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария" (3. С. 150) - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.

Анализ специальной литературы показал, что вопрос о классификации заданий, развивающих творческого читателя, остается актуальным. Учитывая имеющийся в систематизации творческих заданий опыт (В.Г.Маранцман, В.И.Лейбсон, В.Н.Шамардин), мы разработали классификацию, основанную на данных психологии художественного творчества о компонентах литературной способности писателя. Мы исходим из положения, что все хорошие писатели - обязательно хорошие читатели. Психологи утверждают, что все люди в разной мере обладают качествами, присущими хорошему писателю. Отсюда задача - развивать эти качества в начинающих писателях-школьниках. Основными составляющими литературной способности писателя являются:

Сила воображения, богатство фантазии.

Острая наблюдательность.

Богатство и яркость ассоциирования.

Эмоциональность восприятия действительности.

Развитое чувство художественного слова.

Исходя из этого, мы предлагаем следующую классификацию заданий:

Задания, направленные на развитие воображения.

Задания, способствующие развитию наблюдательности.

Задания, развивающие ассоциативное мышление.

Задания, развивающие эмоциональную отзывчивость.

Задания, формирующие чувство художественного слова.

Эту классификацию мы положили в основу системы работы по формированию творческого читателя. В данной ниже таблице представлена система заданий при изучении литературы в 5-м классе (по программе под/ред. Т.Ф. Курдюмовой).


Задания,

развивающие воображение

Задания, способствующие развитию наблюдательности Занятия, развивающие

ассоциативное мышление

Задания, формирующие

чувство художественного слова

Задания, развивающие

эмоциональную

отзывчивость

ТЕМА: МИФЫ НАРОДОВ МИРА

- Какими вы представляете себе героев славянской мифологии: Водяного, Лешего, Домового, Кащея Бессмертного? Опишите их словами или сделайте рисунки. Поможет вам в этом "Словарь славянской мифологии" Е.Ф.Грушко и Ю.М.Медведева

- Представьте, что вы - скульпторы. Пользуясь образцом - описанием статуи Зевса работы древнегреческого скульптора Фидия, опишите, каким бы вы изваяли Нептуна, Атланта, Геракла или других богов и героев древнегреческих мифов.

Образец: "Огромный четырнадцатиметровый Зевс восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса благородством. Его лицо, обрамленное курчавой бородой, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. (Детская энциклопедия. Т. 12. "Искусство", - М., 1968.)

- Героям какой сказки мог бы помочь Геракл? Как бы он это сделал?

- сочините рассказ о "тринадцатом подвиге" Геракла в вашем классе или школе.

- Как пословицы связаны с календарными мифами? Приведите примеры пословиц, в которых бы отражались изменения в природе.

- Что обозначали блины, которые обязательно пекли на масленицу? Как их форма может помочь в ответе на вопрос?

- Какие боги, духи и таинственные силы славянской мифологии стали героями волшебных сказок? Какие изменения претерпели они в сказках?

- Черное море в одном из рассказов о подвигах Геракла названо Понтом Эвксинским (морем гостеприимным), но известно, что раньше греки называли его Понтом Аксинским (морем негостеприимным). Почему могло измениться название?

-

- Что необычного в порядке слов, построении предложений вы заметили, читая мифы об Атланте и Геркле из книги Я.Э.Голосовкера "Сказания о титанах"? Какое звучание придают инверсии фразе?

- С именем Геракла связаны некоторые "крылатые слова"-афоризмы. Придумайте фразы с использованием следующих афоризмов: "Герклов подвиг", "Геракл на распутье", "Геркулесовы столбы". Проведите конкурс на лучшую фразу.

- Какие чувства испытывает Атлант, поверженный Зевсом? О чем думает он, держа небесный свод?

ТЕМА: ФОЛЬКЛОР. БЫЛИНЫ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР.

- Продолжите словесное описание картины В.М.Васнецова "Богатыри": "Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За их плечами - просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине...(какой?). Богатыри изображены...(как? Определите, кто есть кто?). В богатырях нет ничего устрашающего. Истинная мощь ведь не в этом. (В чем же, по-вашему? Определите главную мысль картины).

- Представьте, что вы экскурсоводы художественной галереи. По образцу, данному выше, опишите репродукции картины К.А.Васильева "Микула и Вольга" В.М.Васнецова "После побоища", помещенные в учебнике-христоматии.

- Найдите портрет Ильи Муромца в пересказе былины "Три поездки Ильи Муромца" И.Карнауховой. Таким ли вы представляли богатыря?

- Сочинения-стилизация: Подвиги богатырей в наше время.

- Рассмотрите иллюстрацию И.Я. Билибина к заключительному эпизоду сказки "Василиса Прекрасная". Опишите внешность Василисы. Совпадает ли ваше представление о героине с тем, как изобразил ее художник?

- Рассмотрите иллюстрацию, изображающую бабу-ягу. Как вы представляли эту колдунью?

- Попробуйте сочинить свою волшебную сказку, соблюдая последовательность звеньев схемы, предложенной В.Я.Проппом, или перемешав звенья, исключив некоторые.

- Пофантазируйте, куда летали мужчины острова, на котором жил Синдбад.

- Придумайте сказку или рассказ по одной из пословиц.

- Нарисуйте афишу к пьесе "Озорник Петрушка". Проведите конкурс на лучшую афишу.

- Напишите свои ремарки к отдельным сценам: опишите декорации, действующих лиц, манеру их речи.

- Сделайте для кукольного театра фигурку того персонажа, роль которого вам хотелось бы сыграть.

- Сравните былину "Три поездки Ильи Муромца" и пересказ той же былины И.Карнауховой. Какие различия в текстах вы заметили? Какие особенности былинного стиха увидели?

- Рассмотрите первую иллюстрацию И.Я.Билибина к сказке "Василиса Прекрасная". Подберите к ней соответствующую подпись из текста.

- Какие приметы волшебной сказки вы заметили, читая "Василису Прекрасную"?

- Как иллюстрации И.Я.Билибина передают волшебный мир сказки?

- Выберите пословицу, которая выражала бы главную масль сказок "Василиса Прекрасная", "Сказка-загадка", "Солдатская загадка".

- Понаблюдайте, какие пословицы или поговорки часто используются взрослыми членами вашей семьи. В каких случаях они употребляются?

- Можно ли Василису Прекрасную называть также и Василисой Премудрой, как это делают некоторые сказочники, или это героини разных сказок?

- Как могла быть создана такая загадка:

Белый плуг

побежал вдруг

по черному полю.

Что это такое?

- Объясните, как создавались другие из понравившихся вам загадок.

- Сочините свою загадку.

- Закончите пословицу по-своему: например, "Тяжело тому жить... (кто не любит дружить)".

- Конкурс на лучшее исполнение фрагмента былины: "Одна из поездок Ильи Муромца".

- Найдите подходящую пару для следующих слов (постоянные эпитеты): земля, поле, солнце, звезды, море, молодец, девица, месяц, стрела, небо, конь и др.

- Подготовьте художественное рассказывание одного из эпизодов сказки "Василиса Прекрасная".

- Подготовьте чтение в лицах сказки "Солдатская загадка".

- Восстановите свойственную пословицам синтаксическую конструкцию, например, дается измененная пословица: "Хотя он и мягко стелет, да жестко спать". Ученики должны отсечь лишнее: "Мягко стелет, жестко спать".

- По аналогии с народной пословицей придумайте свое изречение, например, "Не зная броду, не суйся в воду" - "Не знаешь задачи, не берись решать".

- Представьте чувства и мысли Василисы, когда она шла к бабе-яге.

- Опишите чувства Синдбада, когда корабль настигли огромные рыбы.

- Какой из эпизодов сказки о Синдбаде вызвал у вас самое сильное волнение?

ТЕМА: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА.

В.В.ЖУКОВСКИЙ. "СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА", Г.Х.АНДЕРСЕН. "СОЛОВЕЙ".

- Опишите два-три кадра воображаемого диафильма по сказке В.А.Жуковского "Спящая царевна".

- Что подумали придворные, когда вошли к "мертвому" императору и услышали "Здравствуйте!"?

- Рассмотрите фотографию памятника Русалочке работы скульптора Э.Эриксена. Какому герою сказок Г.Х.Андерсена вы бы хотели поставить памятник? Опишите его.

- Сочините небольшую сказку об "оживших" вещах (по образцу сказок Г.Х.Андерсена).

- Сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Г.И.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. Определите, из сказки какого автора взяты эти строки (учитель предлагает фрагмены из разных сказок).

- Рассмотрите ряд иллюстраций и определите, к сказке какого автора сделана каждая из них. Свое мнение мотивируйте (учитель демонстрирует иллюстрации Э.Булатова, О.Васильева, Б.Дехтерева к сказке Ш.Перро, В.Власова к сказке В.АЖуковского, В.Конашевича, С.Ковалева к сказке А.С.Пушкина).

- Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова "Спящая царевна", помещенную в учебнике-хрестоматии. Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте.

- В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с "майским цветом". Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

- Первый приближенный императора сказки Андерсена "Соловей" сравнил пение Соловья со звоном стеклянных колокольчиков. Представляется ли вам удачным такое сравнение? С чем бы вы сравники пение соловья? (При выполнении заданий поощряется не количество сравнений, а точность и выразительность, неожиданность).

- Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные.

- По рифмам восстановите весь текст концовки сказки Жуковского.

- Подготовьте выразительное чтение сказки В.А.Жуковского.

- После знакомства со статьей хрестоматии "Рифма". Перед вами стихотворение, записанное как прозаический текст. Восстановите строки и строфы стихотворения.

"Мчатся тучи, вьются тучи; невидимною луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин! "Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи: коням барин, тяжело; вьюга мне слипает очи; все дороги занесло; хоть убей, следа не видно; сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам" (А.С.Пушкин."Бесы").

-Почему соловей улетел из императорского дворца? Представьте его чувства при пении искусственной птицы.
ТЕМА: И.А. КРЫЛОВ. БАСНИ "СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ",

"СЛОН И МОСЬКА", "ЛЮБОПЫТНЫЙ", "ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО"

- Придумайте сами короткий рассказ нравоучительного характера по одну из тем школьной жизни.

- Придумайте различные игровые задания для викторины по басням И.А.Крылова или составьте кроссворд по самым известным басням.

- Как рассказал бы о том же самом случае Слон? (басня "Слон и Моська). Что было бы пропущено, что добавлено, изменилось ли бы содержание басни?

- Сравните басню И.А.Крылова "Ворона и лисица" и народную сказку "Ворона и рак". В чем сходство и в чем различие между баснями и сказками о животных?

- Какие недостатки, пороки, которые вы раньше не замечали в себе или в окружающих, помогли вам увидеть басни И.А.Крылова?

- Подберите к рассказанной учителем жизненной ситуации аформизм из басен И.А.Крылова - Одна из басен И.А.Крылова называется "Любопытный". Какие определения вы могли бы предложить в качестве заглавий для басен "Свинья под дубом", "Петух и жемчужное зерно"?

- Переложите одну из басен И.А.Крылова в прозу.

- Какие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами? Понаблюдайте, когда и как эти выражения употребляются взрослыми членами вашей семьи или другими знакомыми людьми.

- Вспомните известную басню И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей". Было ли вам когда-нибудь жалко Стрекозу? Как вы думаете, стал ли отказ Муравья для Стрекозы уроком?
ТЕМА: А.С.ПУШКИН. "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"

- Устное словесное рисование: "В гриднице князя Владимира": опишите интерьер и главных героев поэмы: Руслана, людмилу, соперников Руслана. Сравните свое представление с иллюстрацией Р.Сайфуллина. - Какие герои, сюжеты народных волшебных сказок встречаются в прологе к поэме?

- Какие герои, события поэмы напоминают героев и сюжеты народных сказок? Свой ответ обоснуйте.

- Рассмотрите иллюстрации Л.Владимирского, Р.Сайфуллина, Г.Новожилова в разных изданиях поэмы. Рисунки какого художника, по вашему мнению, наиболее адекватны авторскому тексту?

  - Для развития стилистического "чутья", адекватного чувству слова: узнайте автора по отрывку. Учитель читает описание пробудившегося леса из сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" и фрагмент описания сада Черномора из поэмы А.С.Пушкина от слов "Аллеи пальм и лес лавровый" до "И ручейки в тени лесной

Чуть вьются сонною волной".

Ученики должны установить авторство.

- Рассмотрите репродукцию картины И.Крамского "У лукоморья дуб зеленый". Сравните эмоциональный настрой пушкинского текста и картины И.Крамского.

- В каких эпизодах поэмы вы отчетливее всего почувствовали шутливую иронию автора?

ТЕМА: Н.В.ГОГОЛЬ. "МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА".

- Опишите внешность Левко и Ганны. Сравните свое представление о героях с иллюстрацией художника И.Пчелко "Ганна и Левко" - Какой жанр фольклора напоминает вам история об утопленнице? Какие черты делают ее похожей на сказку?

- Рассмотрите репродукции картин А.И.Куинджи "Вечер на Украине" и "Лунная ночь на Днепре". Каким эпизодам повести созвучны картины художника? (Ученики должны увидеть, что "Лунная ночь на Днепре" удивительно созвучна фантастическим эпизодам, а "Вечер на Украине" - сченам из "реальной" жизни).

- Определите, с какими событиями связаны описания природы, данные на карточках (учитель раздает карточки с пейзажами из I, II, V, VI глав. Какие общие особенности языка, стиля этих описаний вы заметили?

- Опираясь на детали портрета героя, выясните авторское отношение к нему (голова, винокур, Левко, Ганна).

  - Стилистический эксперимент: попытка вставить свое слово на место пропущенного авторского в описании украинской ночи во II главе и убедиться в красочности, выразительности метафор и эпитетов Гоголя.

- Выразительное чтение или чтение наизусть пейзажа из II главы ("Знаете ли вы украинскую ночь?..)

- Подберите эпитеты для характеристики разных героев повести: Левко, головы, мачехи, утопленницы.

- Учимся передавать чувства словом. Какие чувства вызывают у вас герои повести (Ганна, Левко, голова, утопленница, мачеха)?

- В V главе найдите слова, передающие чувства Левко по отношению к панночке-утопленнице.

- Перескажите от лица панночки ее историю. В пересказе постарайтесь передать чувства героини.

ТЕМА: И.С.ТУРГЕЕВ. "МУМУ". ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: СРАВНЕНИЕ

-Каким вы представляете себе Герасима? Используя текст, опишите его внешность: лицо, фигуру, одежду, манеру держаться.

- Устное словесное рисование эпизода "Герасим кормит щенка" (III глава).

- Рассмотрите иллюстрацию И.Пчелко. Подберите к ней подпись из текста.

- Сравните сюжет повести с реальной жизненной историей. Что изменил автор в произведении? Как это помогает понять идею повести?

- Как внутренне изменился Герасим? Как сравнения (с быком, с деревом, со львом) помогают передать изменения во внутреннем мире героя?

- После знакомства со статьей учебника-хрестоматии "Сравнение": игра "Что на что похоже?" Ученик загадывает предмет и сообщает классу, на что он похож. Остальные должны отгадать. Например: "То, что я загадал похоже на бабочку, на винт вертолета. Что это? - Бант).

- Придумывание своих сравнений: когда предмет становится смешным, когда подчеркиваются его достоинства и недостатки.

- Объясните, как вы понимаете выражение: "День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел, но и вечер ее был чернее ночи".

- Подберите синонимы к глаголу "взяла": "Барыня взяла Герасима из деревни". Какой оттенок приобретает это слово, употребленное в отношении человека?

- Стилистический эксперимент: подобрать свои слова на место пропущенных авторских в описании каморки Герасима: "...соорудил в ней кровать из ... досок - истинно... кровать, под кроватью находился ... сундук и т.д."

- Подберите эпитеты, определения для характеристики Герасима, барыни, Татьяны.

- Конкурс на лучшего "толкователя" слов: барыня, помещица, дворянка, крепостница, крепостной, дворецкий, дворовый, приживалка, челядь, холопы и т.д.

- Какие чувства испытывал Герасим, когда его привезли в город? Попробуйте заменить нейтральными синонимами глаголы "швырял метлу и лопату", "бросался на землю". Какой новый эмоциональный оттенок придают эти глаголы слову "скучал"?

- Попробуйте описать переживания Герасима, когда он увидел Татьяну "пьяной"? Как автору удалось передать чувства глухонемого человека?

- Расскажите о том, как Герасим спас и воспитал Муму.

- Жалеете вы или осуждаете Герасима, когда он решил утопить Муму? Мог ли Герасим поступить иначе?

- Как бы вы могли утешить Герасима?

- Какие чувства вызывает у вас барыня?

- Есть ли хотя бы один счастливый человек среди героев этой повести?

ТЕМА: А.В.КОЛЬЦОВ. "КОСАРЬ"

- Нарисуйте красками или словами портрет косаря. Будет ли похож этот герой на Герасима из повести И.С.Тургенева "Муму"?

- Продолжите историю Груни и косаря.

- "Косарь" - это стихотворение, которое сам поэт называл песней. Какие черты жанра песни вы видите в стихотворении?

- Стихотворение написано от 1-го лица - от лица косаря. Слов автора нет. Можем ли мы выяснить авторское отношение к герою? Каково оно?

- Почему движение косы герой сравнивает с жужжанием пчелиного роя, с молнией?

- Сравните варианты стихов в разных изданиях стихотворения:

Я по ней кружусь:

Отказал вчера...

Я по ней грущу:

Отказал вчера...

Какой из вариантов вам больше нравится и почему?

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

-Перед вами стихотворение А.В.Кольцова "Урожай", записанное в форме прозаического текста. Восстановите стихотворные строки и строфы.

"Красным полымем заря вспыхнула; по лицу земли туман стелется. Разгорелся день огнем солнечным, подобрал туман выше темя гор; нагустил его в тучу черную. Туча черная понахмурилась; понахмурилась, что задумалась, словно вспомнила свою родину..."

- Как вы думаете, любит герой степь, косьбу, или только нужда заставила его идти на заработки, косить траву?
ТЕМА: Ф.И.ТЮТЧЕВ. "ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ", "ВЕСЕННИЕ ВОДЫ".

А.А.ФЕТ. "ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ", "ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ", "БАБОЧКА".

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТАФОРА

- Какие картины "увидели" в воображении, читая стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?

- Сделайте рисунки к понравившемуся стихотворению.

- Сочинение-миниатюра: "Чародейка Зима в моем дворе, парке..." или

"Я слушаю музыку" - что я представляю, слушая пьесы "Жатва", "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского.

- Ведение словесных дневников наблюдений за природой с дальнейшим использованием записей в сочинении-миниатюре.

- Что нового необычайного помогли тебе увидеть поэты в родной природе?

- Рассмотрите ряд репродукций картин русских художников-пейзажистов: Саврасов А.К.: Весенний день. Ранняя весна. Зимняя дорога. Зимний пейзаж. Иней.

Шишкин И.И.: Лес зимой. Зима. Осень. Рожь,

Мясоедов Г.Г. Косцы.

Выберите те картины, которые особенно созвучны стихотворениям Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Свой выбор мотивируйте. (В ряд репродукций специально включены и такие, в которых пейзаж существенно отличается от картин природы в стихотворениях).

- Сколько стихотворных строк в строфах стихотворения Ф.И.Тютчева "Чародейкою Зимою"? Что исчезнет, изменится в стихотворении, если попробовать убрать "лишнюю" строку?

- С какой буквы написано в стихотворении слово "зима"? Как вы объясните, почему название времени года написано поэтом с большой буквы?

- Какое неожиданное сравнение употребляет А.А.Фет в стихотворении "Ласточки пропали"? Почему мелькание грачей напоминает сеть?

- Поэтическое слово отличается многозначностью. Какие оттенки значения "прочитываются" в эпитетах "жарка нива", "золотые переливы", "огнедышащее око".

- После изучения статьи учебника-хрестоматии "Метафора". Объясните, как метафора помогла назвать гриб лисичкой? Как возникло выражение "гусеницы трактора", "спинка стула". Приведите еще примеры метафор, в которых "стерлось", стало привычным переносное значение слова.

-Объясните, как метафора помогла создать загадку, например, "крашеное коромысло через реку повисло"?

-Придумайте свои загадки с использованием метафор.

- Подберите синонимы к глаголу "пропали": "Ласточки пропали". Какой особый оттенок в значении слова "пропали" помогли увидеть синонимы?

- Подготовьте выразительное чтение стихотворений, а самое понравившееся выучите наизусть. Проведите конкурс на лучшее чтение стихотворения.

- Определите "партитуру чувств" при чтении каждого из стихотворений.

- Какие чувства, переживания вызывают у вас различные времена года? Сходны ли они с теми чувствами, что переданы поэтами в стихотворениях?

ТЕМА: К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. "ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ"

- Рассмотрите иллюстрацию А.А.Митрофанова "Филька и обиженный конь". Сравните свое представление о герое с тем, как изобразил его художник.

- Сделайте рисунки к самому понравившемуся эпизоду.

- Сочините небольшую сказку для младшего брата или сестры, когда они поступили плохо (перенесите идею сказки К.Г.Паустовского в собственную сказку).

- Подумайте, какие советы вы бы дали Фильке при встрече?

- Конкурс на самого внимательного читателя. "Кто больше найдет деталей, помогающих установить время и место действия в сказке. Кто сможет найти "реальные" и "сказочные" мотивы в сказе? - Какие дополнительные оттенки значения вы видите в метафоре "охлаждение сердца"?

- Какой синонимический ряд вызывает в вашем сознании эпитет "теплый хлеб"?

- Стилистический эксперимент: вставить свои слова на место пропущенных авторских в описании зимней ночи: "За окнами воздух был ..., и т.д.".

Зачем, по-вашему, автор замедляет развитие действия сказки пейзажем?

Что было бы, если убрать это описание?

- Подготовьте пересказ одного из эпизодов или всей сказки. Дополнительное задание: как можно точнее включайте в свою речь олицетворения, метафоры, эпитеты.

- Перечитайте сказку с карандашом в руке. Выделите в тексте эпитеты и простые определения.

- Какие чувства вызывает у вас Филька в начале и в конце сказки?

ТЕМА: А.П.ПЛАТОНОВ. "ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО"

- Представьте, что не Семен, а Аспид увидел бы, как мужик издевается над кошкой и собакой. Как бы он поступил в этой ситуации?

- Сделайте два-три кадра рисованного диафильма по сказке.

- Что сделали бы вы, окажись волшебное кольцо у вас?

- Придумайте схему сюжета для своей сказки, где бы героя выручали из беды ваши любимые животные.

- Прочитайте народную сказку "Волшебное кольцо". Чем она отличается от сказки А.П.Платонова?

-Посмотрите мультфильм по сказке Платонова. Есть ли разница в изображении героев и событий в мультфильме и в сказке?

  - Расскажите сказку, сохраняя особенности речи героев и авторской речи. - Когда вы смеялись, читая сказку? Когда сочувствовали Семену? Какое отношение вызвали у вас царевна, Аспид?
ТЕМА: ДЖ.РОДАРИ. "СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ"

- Что рассказал бы старый вор ребенку, если бы хватило сил? Сочините его монолог. ("Человек, который хотел украсть колизей").

- От чьего лица ведется повествование в сказке "Война колоколов"? Опишите, каким вы представляете себе рассказчика?

- Среди "Сказок по телефону" есть сказка под названием "Вопросы наизнанку". Например: "Почему у усов есть кошка?" Попробуйте придумать несколько вопросов по этому образцу.

- Прочтите названия нескольких сказок Дж.Родари и попробуйте сочинить свои сказки по таким названия: "Лифт к звездам", "Маленький космонавт", "Продавец комет", "Фиалка на полюсе", а потом сравните с тем, что придумал Родари.

- Оказывается, старые пословицы не всегда бывают правы. В сборнике пословиц поищите такие, с которыми вы не согласны. Объясните, почему? - Почему автор сравнивает выход учеников из школы со сходом снежной лавины? Какие сравнения предложили бы вы? - Чем смешны имена военачальников в сказке "Война колоколов"? - Какие эпизоды сказки "Тонино-невидимка" вызвали смех?

- Почему радость Тонино сменилась слезами?

- Расскажите сказку "Тонино-невидимка" от лица главного героя, передав его мысли и переживания.

- Чувствуете ли вы жалость к старому вору?

ТЕМА: В.И.БЕЛОВ "СКВОРЦЫ"

- Устное словесное рисование "Павлуня у окна": опишите комнату в деревнском доме, мальчика, который лежит в кровати у окна, вид из окна.

- Как бы вы закончили рассказ? Придумайте свое продолжение этой истории.

- Определите, в чьем восприятии даются описания природы в рассказе.

Докажите, что Павлуня внимательно наблюдает за изменениями в природе и видит даже самые мелкие, незначительные перемены.

- Что бы вы рассказали о родителях Павлуни, об отношениях в семье?

- В рассказе прямо не говорится, сколько лет Павлуне. По каким деталям вы могли бы определить возраст мальчика?

- Автор прямо не говорит о своем отношении к Павлуне, его семье. По каким деталям мы можем выяснить авторское отношение к героям?

- В чем неожиданность сравнения неба с обложкой на чистой тетрадке? - Найдите в тексте рассказа слова, отличающиеся принадлежностью к определенной местности, диалектизмы. С пояснениями или без них употребляются эти слова?

Понимаете ли вы смысл слова, если оно не поясняется в тексте?

Попробуйте объяснить, с какой целью употребляет эти слова писатель?

- Игра "Палитра настроений": разделите лист на две части и выпишите в одну часть слова, передающие радостные чувства Павлуни, а в другую- тревожные, грустные.

Затем раскрасьте карандашом эти части листа в тот цвет, который, по-вашему, лучше всего передает эти чувства.

У вас получится "палитра настроений". Можете ли вы по этой палитре передать последовательность событий рассказа?

- Какой эпизод рассказа вызвал при чтении самые сильные переживания7

ТЕМА: В.П.АСТАФЬЕВ. "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"

- Опишите Васютку перед походом в тайгу и на берегу Енисея, когда он, наконец, вышел из тайги.

- Сделайте рисунки к разным эпизодам рассказа.

- Мой диалог с Васюткой. О чем бы я хотел его расспросить?

- Представь себя вместе с Васюткой заблудившимся в тайге. Как бы ты себя вел?

- Игра "разведчики текста". Кто больше отыщет в тексте фактов, показывающих Васютку как опытного таежника. Кто больше назовет животных, птиц, которых Васютка встретил в тайге. Что нового и интересного вы узнали о них из рассказа? Какие таежные законы вы узнали, какие полезные сведения о поведении в лесу усвоили?

- В каком времени ведется повествование? (В прошедшем времени). Когда происходит "временной сбой", смена времени повествования? С какой целью автор использует этот прием? (В эпизоде "Первая ночь в тайге", когда Васютка испугался пня, глаголы употребляются в настоящем времени. События будто происходят сию минуту, на наших глазах. Благодаря этому читатель острее чувствует страх, овладевший героем).

- Как долго длилась робинзонада Васютки?

- Чем необычен эпитет "кровянистое небо". Попробуйте представить и описать такое небо. Какие оттенки в значении вы обнаружили у этого метафорического эпитета? - Какие сравнения, употребляемые автором в рассказе, стали для вас самыми неожиданными, яркими: "бесшумно, как сова, прилетела ночь", "густая, как смоль, темнота", "тайга показалась огромным морем", "маленький, похожий на ноготок, месяц", "закружились заполошной стаей листья", "будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали темнокрасные листья". Свое мнение мотивируйте. - Пересказ с дополнительным заданием: расскажите об одном дне или ночи, проведенными Васюткой в тайге, с введением чувств героя.

- Пересказ от лица Васютки: "Как я заблудился".

- Какой эпизод рассказа заставил тебя больше всего волноваться, переживать за Васютку?

- Случалось ли вам, находясь в лесу, отойти далеко от взрослых и не слышать их? Расскажите об этом случае, стараясь передать свои чувства и мысли.



Далее: Примечания: Вверх: Советы методиста1 Назад: План анализа урока литературы

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
19.11.2007