В своем нынешнем виде, после многочисленных переделок, она не самая красивая из церквей своего времени, но зато одна из самых известных и тесно связанных с драматическими событиями ярославской истории. Рассказывая о ней, мы используем ее еще для одной цели: рассмотрим на ее примере особенности православного храма вообще и ярославского храма XVII века - в частности. На ней легче показать кое-какие особенности ярославской архитектуры. Все это нам пригодится, когда мы будем рассматривать другие храмы.
Сначала - история этого самого храма и его названия. В XVII веке в России было всего около тридцати купцов так называемых государевых гостей. Это были самые богатые и влиятельные купцы, приближенные ко двору и обладавшие большими привилегиями. Одним из таких купцов и был Епифаний Андреевич Светешников по прозвищу Надея, или Надей, что означало, естественно, "надежда".
Кстати, есть основания считать, что "Надея" это вовсе и не прозвище, а как бы второе имя. Иначе почему бы сын Светешникова Семен звался Семеном Надеевичем! По-видимому, Епифаний - это имя христианское, а Надея - более привычное народное.
Интереснейшей фигурой был этот самый Надей. Он владел огромными богатствами, причем совсем не только в Ярославле. Его имя было известно от Белого моря до Якутска, его приказчики торговали и в Персии. Он закупал товары для царского двора. Много строил, в том числе крепости и церкви. Неудивительно, что с ним считались все. Во времена "великой смуты" и народного ополчения 1611- 1612 года, когда в Ярославле заседало временное правительство "Совет всея земли", подпись Надея стояла под грамотами, этим Советом издаваемыми. Надей ездил в Москву на церемонию избрания на царство первого Романова, обедывал у самого патриарха, получал богатые подарки из монарших рук.
Вот как описывает подвиги Надеи Светешникова Е.А. Федорычева, автор книги "Церковь Николы Надеина в Ярославле". Наладил закупку икры в Астрахани и доставку ее в Архангельск для продажи иностранцам. Организовал добычу и выплавку меди. Закупал товары для царского двора - например, дорогие ткани для царского гардероба. В результате платил в казну огромные налоги, что давало ему право гордо писать царю: "А идет в твою государеву казну с меня, холопа твоего, пошлина немалая".
Увы, кончил Надея печально, как кончили многие и многие выдающиеся русские люди. Он задолжал крупную сумму, расплатиться во время не смог и попал в тюрьму - "долговую яму". Там он был поставлен "на правеж" - жестокое наказание, когда несостоятельный должник сам должен был являться в московский Кремль, и там его перед зданием Приказов в течение нескольких часов били батогами по пяткам. Чем больше был долг, тем чаще и дольше длилось это наказание. Жертва могла прекратить истязание, если находила деньги или, говоря по-современному, спонсора. Надей таковых не нашел...
А ведь и сумма была, в государственном масштабе, не такая уж большая, многие избегли такой кары за куда большие долги. Историки считают, что тут скрывается какая-то тайна: кому-то нужно было, чтобы Надей утратил доброе имя и самое жизнь.
Добавляет таинственности и крупный клад, найденный триста лет спустя недалеко от усадьбы Светешниковых. Уж не спрятал ли деньги сам Надей, чувствовавший, что над ним сгущаются тучи и попытавшийся утаить какую-то часть своего богатства. Но засекли купца батогами в Москве, и вернуться за своими деньгами он уже не смог...
Но все это - в будущем, а пока Надей богат и знатен, и хочет увековечить свое имя, прославить свое богатство. Лучший для этого способ по тем временам - построить в Ярославле свою церковь, первый посадский храм после разорения Руси в Смутное время.
Так что неудивительно, что Надей пожелал построить в Ярославле свою церковь, первый посадский храм после разорения Руси в Смутное время. Чтобы понять, что такое было это строительство, надо представить себе вид тогдашнего Ярославля. Кроме Успенского собора на Стрелке, он был весь деревянный. Вокруг Надеинской церкви толпились крошечные домики, было грязно и неуютно. Как писал о совсем другом храме - московском храме Покрова, больше известном как храме Василия Блаженного, Дмитрий Кедрин:
...А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Таровато кричала купцам:
Покажи, чем живешь! -
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
И над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, -
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
Храм был пятиглавый, колокольня была ниже, чем нынешняя. Главы были крыты поливной зеленой черепицей. Нынешняя черепица изготовлена в наше время по тогдашним рецептам в мастерской известного ярославского керамиста-реставратора Алексея Алексеевича Егорова См. А.А. Егоров.
Однако возвращаемся к нашей церкви. Четыре малые главы были убраны уже давно. Вероятнее всего, они оказались слишком тяжелы для сводов здания. Но не менее важно для представления о том, как изначально выглядел храм, было то, что крыша его шла волнами по хорошо видимым полукружиям под современной некрасивой четырехскатной крышей. Это была очень выразительная деталь древних храмов, так называемое позакомарное покрытие от "комора" - "камера", неиспользуемое небольшое помещение, которое образовывалось под сводами здания. К сожалению, такие крыши было очень трудно содержать, отчего их, как правило, довольно быстро заменяли на более практичные четырехскатные.
Ниже идет еще один ряд таких же полукружий, только на этот раз они оформляли проемы галереи.
Галереи - это что-то вроде коридора, огибающего основной объем храма. В нем все пришедшие на богослужение ожидали, пока откроется храм и начнется служба. Паломники могли и провести ночь на каменных скамьях галереи.
Проемы галереи были поначалу открыты, что увеличивало красоту здания, но одновременно впускало в здание все ветра, весь холод не слишком ласкового ярославского климата. Так что их довольно скоро закрыли и заменили окнами.
И еще один ряд полукружий шел по нижней части здания, по подклету, который служил усыпальницей семьи Светешниковых.
Здесь похоронили и самого Надея, привезенного с его последнего правежа. Московские власти настойчиво требовали, чтобы все именитые купцы переезжали в Москву, большинство было вынуждено покориться, а вот Надей как был ярославским гражданином, так им и остался - как видим, и после смерти.
Так вот, охватите теперь все здание одним взглядом и представьте, как все это выглядело, когда крыша была позакомарная, галерея открытая, как и подклет, а вдобавок ко всей этой игре полукружий добавлялись полукружия церковных глав. Лепота, как сказали бы наши предки.
К сожалению, эта лепота сейчас трудно обозрима: здание с двух сторон застроено жилыми домами, и с самой красивой стороны - с Волги его даже сфотографировать невозможно. У Волжской набережной украден прекрасный архитектурный памятник.
Впрочем, может быть, нам сегодня стоит не огорчаться, а радоваться. По рассказам современников, Надеинскую церковь собирались в тридцатых годах прошлого века и вовсе сносить, и только после споров с любителями старины было решено ограничиться застройкой этого "культового сооружения": дескать. пускай уж стоит, но и глаза чтобы не мозолила.
В советские времена храм использовался как фондохранилище музея, музей Ф. Волкова, а то и просто склад. В подклете хранились овощи. Надо ли говорить, что к тому времени сталось с останками семьи знаменитого купца, гордости Ярославля и всей Руси?...
Внутри храм расписан фресками, над которыми трудились около двадцати человек, мастеров из Ярославля, Костромы, Москвы и Нижнего Новгорода. Основное содержание фресок, естественно, посвящено патрону церкви - Николе, Николаю Мирликийскому. Часть фресок расчищена и отреставрирована. Но подробно о фресках мы поговорим, когда войдем в церковь Ильи Пророка. А сейчас скажем, что гордость Надеинской церкви - пышный резной иконостас в стиле русского барокко.
Существует мнение, что этот иконостас как-то связан с именем Федора Волкова: то ли он его нарисовал, то ли даже сам вырезал. Во всяком случае, известно, что Волков не был чужд искусству скульптора и резчика, а семья Полушкина была в числе прихожан Надеинской церкви. В то же время представить, что Волков мог предпринять такой титанический труд...Когда же он тогда театром занимался?
А с другой стороны, иконостас очень напоминает роскошный театральный занавес, так что уж во всяком случае эскиз-то к нему вполне мог нарисовать человек, театру не чуждый. Загадка...
Так что, как видите, история церкви Николы Надеина - совсем не простая, но интересная. Будем надеяться, что застройка ее современными домами, большой архитектурной ценности не представляющая, когда-нибудь исчезнет - хотя бы со стороны Волги, и храм Николы Надеина вернется на набережную.
С возникновением Николонадеинской церкви связана интересная легенда. В 1620 году, когда еще только приступили к строительству храма, волны прибили к волжскому берегу большую икону Николая Чудотворца. Собственно говоря, ничего удивительного в этом не было: уничтожать старые иконы считалось страшным грехом, так что нередко от них избавлялись, пуская их по течению ближайшей реки. Но на этот раз все заметили, что икона остановилась как раз перед тем местом, где строился новый храм. А надо сказать, что на этом месте еще стояла старая деревянная церковь Благовещения, которую предполагали после построения нового храма снести. Новоявленную икону внесли в Благовещенскую церковь, и около той иконы стали происходить чудесные исцеления. Сам Надей и все прихожане усмотрели в этом Божественное знамение и попросили ростовского митрополита Иоанна Третьего, чтобы он благословил освятить новый храм в честь и славу Чудотворца Николая. Что и было сделано, хотя по традиции на месте разрушенной церкви полагалось строить храм во имя того же, кому посвящен прежний. В данном случае в качестве компромисса в Никольской церкви устроили Благовещенский придел.