Ценностно-смысловая доминанта общения в юности: обсуждение личных дел, взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, учителями, родителями, собственного развития (А.В. Мудрик).
Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей - поведенческой (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональной (потребность и право иметь собственные привязанности), моральной и ценностной автономии (потребность и право на собственные взгляды); решение проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения до накопления новых беспокоящих проблем. Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.
Эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Однако, как показали психологические исследования 1980-х гг., потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется в юношеском возрасте меньше чем на половину.
В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, увеличение времени на общение, расширение его круга (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных, виртуальных пространствах); углубление, индивидуализация общения, развитие способности к установлению более избирательных, тесных и глубоких дружеских отношений. В юношеской дружбе отчетливо проявляются гендерные коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девочек на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна.
Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью - друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждение своего Я; другой сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности; третий ищет в друге дополнение, образец для подражания, психологическую защиту. От этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними. Юношеская дружба многообразна: от совместного времяпровождения до глубочайшей исповедальности.
В ранней юности появляется также потребность в уединении, содержанием которой является общение с неким идеальным партнером, проигрывание ролей.
В целом, психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу).
Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее - центральные психологические новообразования юношеского возраста.
Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью собственным внутренним миром, как систему приспособления к действительности. По словам Д.И. Фельдштейна, юношеский возраст - поворотный узловой рубеж социального движения "я и общество".
Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). По данным И.В. Дубровиной, у старшеклассников жизненные планы весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты: старшеклассник воображает себя в разных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается что-то окончательно выбрать для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, стремление оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Жизненный план - это план деятельности.
Новообразованием личности является формирование личной идентичности - чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства, совокупности представлений о себе как представителе разных социальных ролей.
Э. Эриксон рассматривал поиск личной идентичности как центральную задачу этого периода. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе требует ответить на вопросы: "Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?". В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями в непротиворечивую целостность, противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.
Кризис идентичности по Э. Эриксону включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость, экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли, ученичество или паралич трудовой деятельности, сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация, отношения лидер-последователь или неопределенность авторитета, идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.
В случае негативного разрешения кризиса идентичности возникает диффузия идентичности (ролевое смешение): молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:
- диффузия времени (ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени);
- застой в работе (поглощенность бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, неспособность продолжить образование, выбрать работу);
- отрицательная идентичность (отрицание всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на "противоположное" - опасный, нежелательный образец).
Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения (как важный компонент самосознания, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности), чувство самоценности, - благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют более негативно.
Л.С. Выготский отводил центральную роль в юности развитиюсамосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Открытие своего внутреннего мира - главное психологическое приобретение ранней юности (И.С. Кон). Несмотря на то, что тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей и девушек с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, негативный коммуникативный опыт).
Самосознание в ранней юности приобретает целостность. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Особенность самооценки - ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Самооценка проверяется, в одних случаях, путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности, в других случаях - сравнивается с оценкой окружающих людей, выступающих в качестве экспертов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность".
Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. В юношестве самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Образы собственного "Я" сложны и неоднозначны: реальное "Я" (каким я вижу себя в данный момент), динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), фантастическое "Я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых "Я". Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "Я", с другой - осознание своего положения в мире (И.С. Кон).
Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования, к появлению стремления к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. В период юности особую важность приобретают отношения между Я реальным и Я идеальным. Несовпадение реального и идеального "Я" - нормальное следствие роста самосознания, необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Юность - решающий этап становлениямировоззрения - системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру. Важный компонент мировоззрения личности - ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека.
С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что личностью является человек, у которого есть собственные позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы.
Первый показатель становления мировоззрения - рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания. Однако выработка мировоззрения не сводится к познавательной активности: центральное место в этом процессе занимает решение социально-нравственных проблем, группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни.
И.С. Кон считает, что вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности: рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с "вакуумом" в деятельности или в отношениях с людьми. Именно поэтому удовлетворительный ответ на этот вопрос может дать только деятельность.
Активно развивается в юности эмоциональная сфера. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общий эмоциональный фон становится более ровным, резкие аффективные вспышки прекращаются, но в некоторых ситуациях, когда, например, взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и реакции.
По мнению А.Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий, когда особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера: например, типологически обусловленная замкнутость в ранней юности иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство неполноценности, а заострение гипертимности (повышенной активности и возбудимости) побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия.
Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки: болезненные симптомы и тревоги часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм. В целом, исследования 1970-х гг. опровергают мнение о юности как "невротическом" периоде развития: у большинства переход из подросткового в юношеский возраст сопровождается улучшением общего эмоционального самочувствия. Рост самооценочной тревожности в 9 и 11 классах (по данным И.В. Дубровиной) объясняется, по-видимому, тем, что эти классы - выпускные.
Таким образом, юность - это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.
Наряду с повышением уровня эмоциональной избирательности в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции, повышается самоконтроль и саморегуляция. По данным исследования Е.А. Силиной, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоциональную устойчивость.
Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.
Следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию является первая любовь - важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.
Однако эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса, - все это отражение собственного морального поиска, стремления критически переосмыслить "азбучные истины".
Итак, юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью. Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослости является "отрыв от родительских корней" (К.Н. Поливанова).
Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие дифференцированной самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.