История появления и дальнейшего распространения деловых игр описана в параграфе 1.1. Автором первой деловой игры был М.М. Бирнштейн, а первыми участниками были работники предприятий и организаций, чьи умения и навыки, в целом компетентность не соответствовали новым условиям осуществления деятельности. Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. К сожалению деловые игры постигла участь многих научных изысканий, они были запрещены. Позже деловые игры стали часть профессиональной подготовки специалистов высшей школы. Подобная область использования их сохраняется и поныне.
Разработке деловой игры предшествует психологический анализ деятельности, вычленяющий функционал отдельных работников, исследующий систему его связей и коммуникаций, выявляющий узкие места и проблемы в осуществлении им задач деятельности. Поскольку чаще всего деятельность носит коллективный характер совместной деятельности, то подобный анализ проводится для работников предприятия, организации в целом или какого-то конкретного участка (подразделения), охватывающего деятельность и коммуникацию группы работников, взаимодействующих между собой по вертикали и горизонтали.
Одной из успешно проведенных в СССР и подробно описанной в литературе является деловая игра, проведенная на Волжском автозаводе по выборам работниками руководителя предприятия.
Организация и проведение деловых игр опирается на ряд психолого-педагогических принципов. Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности является необходимым условием деловой игры реализацию обучающих функции. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики деятельности и отношений, участвующих в ней людей требует воссоздания двух реальностей - процессов производства и профессиональной деятельности отдельных специалистов (рабочих, управленцев и служащих). Принцип проблемности содержания деловой учебной игры является дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, которое выражается в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству новых (для обучающихся) профессиональных задач. Принцип совместной деятельности требует от разработчика выбора и характеристики ролей участников игрового взаимодействия, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия ``должностных'' лиц. Принцип диалогического общения предполагает всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности. Дискуссионный характер обсуждения позволяет развить у участников убежденность в достоверности полученных ими знаний. Принцип двуплановости деловой игры заключается в том, что ``серьезная'' деятельность по развитию личности происходит в ``несерьезных'' игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей (целей обучения и воспитания, профессионального роста и совершенствования).
В целом деловые игры используются ради достижения всех или некоторого числа из перечисленных ниже целей:
В своих работах Я. М. Бельчиков и М. М. Бирштейн выделяют отличительные признаки деловой игры: моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений; реализация процесса ``цепочки решений'' (поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует ``цепочки решений'', где каждое последующее решение увязывается и вытекает из решений ранее принятых и реализованных в деятельности); распределение ролей между участниками игры; различие ролевых целей при выработке решений способствуют возникновению противоречий между участниками, своеобразного конфликта интересов; наличие управляемого эмоционального напряжения; непрерывное взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры; многоальтернативность решений; наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, ее конечных результатов.
Средняя продолжительность деловой игры 7-10 - 25-30 дней. Каждый день (этап) работы имеет сходную структуру: начинается с инструктирования и постановки задач, продолжается процессом их реализации в условиях игрового моделирования деятельности и взаимодействия, и заканчивается рефлексией. Это придает ротационный характер игре. При кажущейся трудоемкости деловая игра дает колоссальную экономию времени и сил, поскольку за это время участники приобретают опыт, который в условиях реальной деятельности могли бы получить за несколько лет. Достигается это за счет группового характер деловой игры. Цель деятельности здесь достигается совместными усилиями либо группы в целом, либо подгруппы, но не в одиночку. Групповой характер деятельности обеспечивает появление и функционирование общего форда памяти, инициацию более рискованных решений, множественность обратной связи, взаимоподдержку участников. Другим средством интенсификации процессов обучения и развития выступает деятельностный характер взаимодействия участников деловой игры. Моделируемая игрой деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются знания участников. Происходит не механическое накопление информации, а их деятельностное распредмечивание, когда теоретические знания проверяются и преломляются практиков, служат средством решения задач деятельности.
Деловая игра является сложно организованным методом АСПО и. может включать целый комплекс методов и технологий: дискуссию, мозговой штурм, рефлексию, групповой и самоанализ продуктов деятельности. В ней моменты деятельностного проигрывания разного рода производственных ситуаций сочетаются с анализом и рефлексией, которые завершают каждый день или этап деловой игры и служат целям корректировки установок и программ поведения участников, постановке новых развивающих задач следующего этапа.
Функции ведущего (ведущих) деловой игры изменяются по ходу реализации ее задач. Сначала он выступает как в качестве информатора, затем организатора и консультанта и, наконец, при проведении завершающей рефлексии берет на себя функцию обобщения и оценивания деятельности каждого отдельного участника и всей группы в целом.
Многогранна и работа игроков, участвующих в таком виде организации учебной работы. Деловая игра как метод АСПО раскрывает личностный потенциал участников: каждый играющий может познать, оценить и продиагностировать свои возможности и способности в качестве работника, реализующего круг должностных обязанностей и участника совместной деятельности, влияющего на конечный результат работы группы в целом. Деловая игра позволяет накопить человеку столь необходимый опыт, принять решение о возможности и необходимости карьерного роста.
Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры разрабатывается, готовится и корректируется ведущим (преподавателем). Если действия игроков выходят за пределы плана, мешают реализации цели и задач деятельности, ведущий останавливает игровой процесс, вносит соответствующие коррективы в содержание и направленность игры, эмоциональный и деловой настой участников.
Несомненным достоинством деловых игр является то, что они, соединяют теорию и практику, способствуя выработке профессионального опыта, практических умений и навыков. Вместе с тем, отрицательным моментом деловых игр является высокая напряженность работы все участников, включая ведущих, сложность, порой невозможность замены кого-либо из выбывших в силу объективных причин (это может вести к приостановке игрового взаимодействия, поскольку переделка сценария потребует еще больших усилий).