Далее: Вопросы и задания Вверх: Учебно-методическое пособие Назад: Вопросы и задания

6. Иехуда Галеви

``Хазарская книга'' (``Кузари'')

(извлечение)

``Сказал Иегуда Бен Шаул, сказал автор:

Многие спрашивали меня, какие возражения и доводы мог бы я привести в споре с противниками нашей веры философами, а также последователями других религий и еврейскими сектантами, посягающими на единство Израиля. И вспомнилось мне, что я слышал однажды доводы ученого раввина, бывшего при дворе хазарскою царя, который перешел в еврейскую веру около четырехсот лет назад. Как известно из хроник, он много раз видел один и тот же сон: ангел приходит к нему и говорит: ``Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны''. Он стал тщательно исполнять предписания хазарской религии, стал участвовать в службе святилища и в приношении жертв со всей чистотой сердца, но ночью вновь посетил его ангел, говоря все те же слова. ``Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны''. Тогда он обратился к изучению всех вер и религий и в конце концов принял еврейскую веру, а вместе с ним - многие из хазар. Так как я нашел доводы этого раввина убедительными и так как они соответствовали моим собственным мыслям, я решил записать их так, как они были высказаны, и ``разумеющие да разумеют''. Говорят, что когда хазарскому царю было открыто во сне, что его намерения угодны Богу, но поступки его Ему неугодны, а также было указано ему найти образ жизни, угодный Богу, он обратился к величайшему философу своего времени и спросил его, в чем заключается его вера...''.

* * *

``Что было далее с Кузари, известно из книг хазар. В них рассказывается о том, как он открыл визирю тайну своего сна, в котором ему было много раз повторено веление искать образ жизни, угодный Богу, и пойти для этого в годы Харсан; как оба - царь и визирь - пошли в эти горы, которые находятся в пустыне, омываемой морем; как ночью они пришли к пещере, в которой каждую субботу собирались евреи; как открылись они этим людям и там, в пещере, приняли от них Учение и были обрезаны, как затем они вернулись в свою страну и сохраняли в сердце веру евреев - они верили тайно, пока не нашли способ постепенно открыть свою тайну немногим избранным, пока не стало их много и их тайна не стана явной, а когда их число умножилось в царстве хазар, они всех остальных ввели в веру евреев; как они привезли ученых и книги из разных стран и изучали Писание; как они победили врагов благодаря своей силе, и завоевали многие земли, и открыли сокровища; как их войско умножилось и достигло нескольких сотен тысяч воинов; о том, как они любили Тору и как отправляли пожертвования в Иерусалимский храм; как они сделали у себя шатер наподобие воздвигнутого Моисеем и как чтили родившихся евреями и гордились ими. Так рассказывают их книги. Когда царь ознакомился с Торой и с книгами Пророков, он сделал этого раввина своим наставником и начал задавать ему вопросы, которые обычно возникают у евреев...''.

* * *

``Сказал раббн: ...Традиция обязывает в равной степени и нас, и караимов, и всех тех, кто признает, что Тора в той форме ее прочтения, какой мы придерживаемся, - это Тора Моисея.

Сказал Кузари: Да, так говорят караимы, но они считают, что, если имеется полный текст Торы, нет нужды в традиции.

Сказал раббн: Если для прочтения неогласованного текста Моисеевой Торы требовалось так много дополнительных сведений, сохраняемых традицией, - огласовка, нотные знаки, деление на стихи, масоретские знаки, то для ясного понимания и комментария ее нужно гораздо больше, ведь смысл шире слов... ''.

* * *

``Если бы не сказали наши Мудрецы: ``Эзра установил омовение после извержения семени'', нас не обязывала бы к этому Тора, но была бы обязанность соблюдать духовную и физическую чистоту. И если бы караимы приняли это только ради чистоты, то в этом не было бы ничего плохого. Однако они утверждают, что к этому обязывает Тора. Это не так, и они пускаются в пустые измышления из-за своего невежества, изменяют Тору, впадают в ересь, путают понятия - а это корень гибели народа, отпадение от ``единой Торы и единого закона''. Им не нравятся облегчительные законы субботнего эрува, которых мы придерживаемся, но у них самих царит неразбериха во мнениях такая, что в одном доме могут быть десять человек, придерживающихся десяти различных мнений. И если бы наши заповеди не имели твердо установленных границ, не было бы уверенности в том, что к ним не прибавится что-либо, чего нет в них, или устранится что-либо, что в них есть, как такое может случиться у караимов, так как они руководствуются собственным умом и суждением. Для них не грех получать удовольствие от того, что связано с идолопоклонничеством, - от серебра, золота, курений и вина, а на самом деле смерть лучше такого удовольствия. Зато для них ужасно воспользоваться чем-либо, происходящим от свиньи даже в виде лекарства, а на самом деле этот грех легкий... Если назир съест изюм или виноград, они считают это меньшим нарушением, чем если бы он пил допьяна мед или сидр, на деле совсем наоборот, так как запрет касается только того, что происходит от виноградной лозы, а не опьянения от чего бы то ни было, и тайна этого запрета ведома Всевышнему, его пророкам и избранникам...''.

* * *

``Сказал Кузари: ...я склонен признать талмудистов, которые в своем учении соединяют оба пути... У них преимущество перед караимами и в явном служении действием, и в том, что скрыто в сердце. К тому же это должно сообщить им уверенность в истинности их учения, так как оно ими принято от подлинных Мудрецов, мудрость которых от Бога. Караимы же, как бы они ни были усердны, пребывают в неуверенности, ибо они знают, что их усердие основано на спекулятивных доводах и на заключениях с помощью аналогии. Они сами не уверены в том, что это угодно Творцу, и знают, что многие другие народы усердны в этом еще больше, чем они...''.

Источник: Галеви Иехуда. Кузари [Текст]. - Иерусалим, 1990. - С. 35-37, 184-185, 193, 196-197.



Подраздел
Далее: Вопросы и задания Вверх: Учебно-методическое пособие Назад: Вопросы и задания

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
27.07.2010