Далее: 2.  Немецкая классическая философия Вверх: 1.  Возникновение философии. Философия Назад: 1.4.  Важнейшие идеи и

1.5.  Основные проблемы средневекового теоцентризма.
Номинализм и реализм

Причины и смысл переоценки ценностей, совершенной христианством. Источники христианства. Отношение христианской религии к античной философии: умеренный фидеизм и крайний фидеизм - Ориген и Тертуллиан. Основные принципы христианской религии: монотеизм - в библейском послании Бог понимается как Единый, Уникальный и Трансцендентный, чем подрывается любая форма политеизма и идолопоклонства; креационизм - Бог творит мир из ничего, и Его не побуждает к творению никакая необходимость, провиденциализм - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека; принцип откровения - Бог непознаваем, но Он открывает себя людям; символизм - явления природы и события общественной жизни понимаются как символизирующие о связях с иным, божественным миром. Греческий Эрос и христианская Агапэ. Оптимизм и пессимизм христианства - бренность земной жизни; афористическая формула "бытие и благо обратимы"; абсолютность добра и относительность зла. Различение в средневековой философии существования и сущности. Отношение к природе в Средние века. Человек как образ и подобие Бога. Проблема души и тела: догматы боговоплощения и воскресения; свободная воля человека и проблема зла (теодицея, предопределенность и свобода); цель средневекового аскетизма. Патристика и ее проблемы: троичности, воплощения, отношения свободы и благодати, веры и разума, христологическая проблема. Философское учение Августина Блаженного. Схоластика как феномен средневековой культуры и философии. Философия Фомы Аквинского: жизнь и сочинения; проблема "двойственной истины"; проблема веры и разума; соединение христианского учения с аристотелизмом; иерархия бытия по Фоме Аквинскому. Номинализм и реализм: универсалии; историко-философские корни спора;

связь спора об универсалиях с такой характерной чертой средневекового мировоззрения, как теоцентризм; крайний реализм, умеренный реализм, крайний номинализм, концептуализм. Соотнесенность реализма с рационализмом, а номинализма - с эмпиризмом Нового времени. Современное представление о категориях общего и единичного. Византийская философия. Средневековая арабская философия.


Библиографический список


Основной
  1. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1999.
  2. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1999.
  3. История философии: Учебник / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 1999.
  4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997.
  5. Клопстон Ф.И. История средневековой философии. М., 1997.
  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1.
  7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1998.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.
  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1997.
  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1999.
  11. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.


Дополнительный
  1. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. СПб., 1998.
  2. Августин А. Исповедь. М., 1991.
  3. Августин. О граде Божием. Минск, 2001.
  4. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
  5. Антология античной философии. М., 2001.
  6. Антология философии Средних веков и Возрождения. М., 2001.
  7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984.
  8. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1998.
  9. Асмус В.Ф. Платон. М., 1997.
  10. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1995.
  11. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1996.
  12. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990.
  13. Васильева Т. Путь к Платону. М., 1999.
  14. Вольнов В. Приглашение в философию. Античность: Учеб. пособие. СПб., 2001.
  15. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.
  16. Гарин И.И. Что такое философия? Что такое истина? М., 2001.
  17. Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. 2003. № 2, 4, 5.
  18. Гиндилис Н.Л. Человек в истории развития знания: Античность // Философские науки. 2003. № 1.
  19. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1996.
  20. Демокрит. Фрагменты. М., 1935, 1970.
  21. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1995.
  22. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. СПб., 1999.
  23. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1997.
  24. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. № 1.
  25. Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. № 10.
  26. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1999.
  27. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 4. М., 1998.
  28. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1996.
  29. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998.
  30. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 книгах. Книга 1. М., 1992.
  31. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  32. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. М., 1997.
  33. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1998.
  34. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1997.
  35. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.
  36. Мир философии: Хрестоматия. Ч. 1. М., 1991.
  37. Миголатьев А.А. Философия. Ее предмет и метод // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6.
  38. Миголатьев А.А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.
  39. Мифы народов мира: В 2 т. М., 2000.
  40. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1997.
  41. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1998.
  42. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск, 1995.
  43. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра: слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.
  44. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1998.
  45. Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001.
  46. Овчинников Н.Ф. Парменид - чудо античной мысли, и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. 2003. № 5.
  47. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1968.
  48. Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2001.
  49. Путь в философию: Антология. М.; СПб., 2001.
  50. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998.
  51. Ситников А.В. Философия Платона и традиции христианской патристики. СПб., 2001.
  52. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Философия искусства и литературная критика. М., 1997.
  53. Тит Лукреций. О природе вещей. М., 1983.
  54. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  55. Флоренский П. Введение в историю античной философии // Философские науки. 2003. № 7.
  56. Фомин В. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., 1994.
  57. Фрагменты ранней греческой философии. М., 1989.
  58. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
  59. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.
  60. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1997.


Далее: 2.  Немецкая классическая философия Вверх: 1.  Возникновение философии. Философия Назад: 1.4.  Важнейшие идеи и

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-17