Далее: 2.4.  Система объективного идеализма Вверх: 2.  Немецкая классическая философия Назад: 2.2.  И. Кант о

2.3.  Мораль и вера в философии И. Канта

Экскурс в историю этических учений: эвдемонизм, этические представления стоиков, христианская этика, утилитаризм в этике. Важность для Канта третьей антиномии, выраженной следующим образом: 1) тезис - в мире существует причинность через свободу; 2) антитезис - никакой свободы нет, все совершается по законам природы. Гетерономность докантовских теорий морали (т.е. выводимость морали из внешних по отношению к ней принципов). Автономия нравственности - новое слово, сказанное Кантом о поведении человека. Автономная добрая воля как исходное понятие этики Канта. Активность доброй воли. Интуиция в качестве способности распознавать добро и зло. Абсолютная необходимость морального закона, его независимость от опыта и предшествование опыту. Воля как практический разум - способность поступать согласно представлению о законах. Предназначение разума - учреждать чистую добрую волю (отождествление разума и доброй воли есть самое сердце кантовской философии). Гипотетические и категорические императивы. Принудительность нравственного закона (его императивность). Разные формулы (редакции) категорического императива: 1) "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"; 3) третья формула категорического императива включает "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы". Категорический императив Канта и проблема свободы человека. Свобода как условие нравственного закона, как самоограничение собственного произвола и уважение свободы других. Идея следования долгу - стержень этического учения Канта. Автономия этической проблематики от теологических обоснований - разрыв с религиозным обоснованием морали (религия у Канта является не причиной морали, а ее следствием). Необходимость иной, не эмпирической реальности для обоснования истинности морали. Свобода и необходимость как два различных, непересекающихся типа причинности. Свобода и ответственность человека. Место для Бога - ноуменальный мир. Приоритет практического разума перед разумом теоретическим. Знание и нравственность; этический рационализм Сократа и этика Канта. Регулятивность разума в сфере познания и конструктивность разума в практической (нравственной) сфере. Априорность нравственных понятий. Противоречивость жизни и ригоричность морали (жизнь противоречива, но мораль не должна приспосабливаться к этой противоречивости). Бессмертие человеческой души и существование Бога как необходимые постулаты или требования практического разума. Интеллигибельный мир как содержащий основание чувственно воспринимаемого мира: взаимодействие ноуменального и феноменального характера человека.


Далее: 2.4.  Система объективного идеализма Вверх: 2.  Немецкая классическая философия Назад: 2.2.  И. Кант о

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-17