Далее: 3. Основные проблемы западно-европейской
Вверх: 2. Немецкая классическая философия
Назад: 2.4. Система объективного идеализма
Ранние историологические интересы Г. Гегеля: отношение к Великой
Французской буржуазной революции. Некоторые черты просветительских
воззрений на историю. Гегель как продолжатель
просветительской традиции в понимании задач философии истории.
Система гегелевской философии как трехэтапное развитие
"абсолютной идеи". Философия духа Гегеля как
идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного
сознания: о субъективном духе (антропология, феноменология,
психология), об объективном духе (право, нравственность,
государство), абсолютном духе (искусство, религия, философия).
Параллельность и одновременность развития субъективного,
объективного и абсолютного духа. Свобода - назначение и
высшая цель духа. История человечества как прогресс в
сознании свободы. Понимание свободы. Свобода как исторический
результат и завоевание. Место философии истории в
гегелевском учении о духе: объективный дух проходит стадии права,
моральности и нравственности; формы нравственности - семья,
гражданское общество и государство; государство осуществляет себя
через внутреннее государственное право, внешнее государственное
право и всемирную историю (таким образом, история у Гегеля есть
бытие в социальном пространстве и времени государства как земного
воплощения объективного духа). Собственность (владение) как первое
осуществление свободы. Порождение права собственностью.
Моральность как снятие принудительности права. Нравственность -
синтез формального права и моральности (объективная форма
реализации добра). Объективность нравственных законов.
Семья как естественное, правовое и нравственное единство.
Гражданское общество - форма нравственного единства, в котором
люди относятся друг к другу как автономные правовые единицы.
Государство как единство семьи и корпорации, как совершенная форма
нравственности. Логическая (а не временная) последовательность
развития от семьи к гражданскому обществу и государству.
Государство как политический абсолют, объективация свободы и
воплощение объективного духа: государство не служит человеку, в
то время как человек служит государству; государство включает в
себя все исторически сложившиеся формы общественной жизни,
подчиняя их себе; государству подчинены все частные цели и
социальные институты - оно есть всеобщая воля; поскольку
государство есть единство общих и частных целей, достижение
индивидами частных целей вне государства, без соучастия в нем
невозможно. Конституционная монархия - наилучшая форма
политического устройства. Отношение Гегеля к войне и идее вечного
мира. Всеобщий (мировой) дух как всемирная история и
абсолютный судья (действительное - разумно, разумное -
действительно). "Хитрость мирового разума" - диалектика свободы
и исторической необходимости. Географическая тема в философии
истории Гегеля и доминирование интересов системы. Движение
истории с Востока на Запад.
Библиографический список
Основной
- Виндельбанд В. История новой философии: В 2 т. М., 2000.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1999.
- История философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.
- История философии: Учебник / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д,
1999.
- Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М.,
1997.
- Кузнецов Г.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII века. М.,
1998.
- Кузнецов Г.Н. Немецкая классическая философия второй половины
XVIII - первой половины XIX века. М., 1999.
- Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших
дней. СПб., 1994. Т. 2.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших
дней. СПб., 1994. Т. 3.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.
Дополнительный
- Ахутин А.В. Понятие природы и античности в новое время ("фюзис"
и "натура"). М., 1998.
- Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1997.
- Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в
философии Гегеля. М., 1995.
- Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1998.
- Вейрцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. М., 1996.
- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с
наукой. М., 2000.
- Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1998.
- Гайденко П.П. Проблемы времени у Канта: время как априорная форма
чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии.
2003. № 9.
- Гайденко П.П. Шеллинг. М., 1996.
- Гегель. Наука логики. М., 1970-1972.
- Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1975.
- Гулыга А.В. Гегель. М., 1998.
- Гулыга А.В. Кант. М., 1998.
- Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1996.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и
человека. СПб., 1994.
- Кант И. Критика чистого разума // Соч. Т. 1, 4. М., 1965.
- Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1997.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских
концепций на развитие научных теорий. М., 1999.
- Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля
// Вопросы философии. 2003. № 4.
- Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.,
1999.
- Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.
- Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1995.
- Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного "я" //
Философские науки. 2002. № 6.
- Момджан Х.И. Французское просвещение XVIII в. М., 1997.
- Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1996.
- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
- Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1999.
- Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1997.
- Ойзерман Т.И. Философия Фихте. М., 1997.
- Пушкарева М.А. Анализ понятия "деятельности" в учениях Фихте,
Шеллинга и Гегеля // Философские науки. 2003. № 5.
- Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1998.
- Соколов В.В. Спиноза. М., 1998.
- Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.,
1996.
- Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.
- Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1974.
- Философия Канта и современность. М., 1997.
- Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
- Фридрих Шеллинг: pro et contra. Творчество Фридриха Шеллинга в
оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001.
- Шеллинг. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
// Собр. соч. 2-е изд. Т. 21.
Далее: 3. Основные проблемы западно-европейской
Вверх: 2. Немецкая классическая философия
Назад: 2.4. Система объективного идеализма
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-17