Социокультурные предпосылки возникновения позитивизма. "Первый позитивизм". Программа позитивизма. Критика спекулятивной метафизики. Эмпирическая наука как модель для философии. Тяготение позитивистской концепции знания к феноменализму. Взгляды О. Конта: жизнь и сочинения; обоснование учения законами: "трех стадий", постоянного подчинения воображения наблюдению и энциклопедическим законом. Социально-политическая концепция Конта. Дж. С. Милль - сторонник эмпирических методов. Определение материи по Миллю как "постоянной возможности ощущений". Взгляды Г. Спенсера: жизнь и сочинения; проблема непознаваемого (наука и религия); наука как отчасти объединенное знание, а философия как вполне объединенное знание; учение об эволюции и ее законе. Естественно-научные предпосылки махизма. Основные идеи и представители "второго позитивизма" (эмпириокритицизма). Философия как "научное мышление" - описательная методология вместо гносеологии. Эмпириокритицизм - критика опыта, заключающаяся в "очищении опыта", т.е. редукции любого содержательного высказывания до предела знания - ощущений индивидуального субъекта. "Принципиальная координация" субъекта и объекта и учение о центральном члене познания. Принцип "экономии мышления". Теория "нейтральных элементов опыта". Конвенционализм А. Пуанкаре. Эволюция неопозитивизма. Жизнь и сочинения Б. Рассела. Парадоксы и теория типов Рассела. Теория дескрипций (описаний). Идея Б. Рассела о сведении философии к логическому анализу: порядок и связь вещей те же, что порядок и связь идей; "атомарные" и "молекулярные" предложения. Жизнь и сочинения Л. Витгенштейна. Ранний Витгенштейн и его "Логико-философский трактат": понятие "факта"; предложение - логическая фотография факта; язык может говорить только о фактах; деление языковых выражений на три вида: предложения, тавтологии, противоречия; тавтологии (т.е. предложения логики и математики) не несут никакой информации о мире; различие между тем, что предложение говорит, и тем, что оно показывает: тавтология показывает возможность альтернативы в структуре мира; бессмысленность большинства философских предложений; цель философии - логическое прояснение мыслей; границы языка для человека означают границы его мира. Философское кредо Витгенштейна: "Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо. Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано", о том же, "о чем невозможно говорить, о том следует молчать". Логический позитивизм: представители и идеи: "Венский кружок" - философия не является наукой, так как имеет дело не с миром, а с языком; принцип верификации - предложение нужно сравнивать с фактом; ослабление верификации в подтверждаемости. Эволюционирование неопозитивизма в направлении логической семантики. Концепции виднейших постпозитивистов: принцип фальсифицируемости К. Поппера; концепция научных революций Т. Куна; методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.