Бытие как универсальная совокупная реальность мира и как универсальная предпосылка жизнедеятельности людей. Экзистенциальные, историко-культурные и научно-теоретические причины превращения бытия в проблему. Бытие как самосознание существования. Бытие как существование целостное, осмысленное, сохраняющееся. Бытие - мир в совокупной иерархии его вещественных и духовных возможностей. Важнейшие смысловые аспекты философской проблемы бытия: соотнесенность констатации обыденного сознания "Мир есть" и философской очевидности "Есть мир"; вопрос о единстве мира. Мир открывается различными бытийственными картинами (панорамами, горизонтами, эпохами), что определяет различное понимание природы и сути его единства:
А. Единство мира как совокупность всего, что существует (единство - одинаковость).
Б. Единство мира - особым образом единый мир, универсальная монолитность, вечность, всеединство (единство, целостная истина и суть мира).
В. Единство мира в особой организованности, структурности, которое обеспечивается особым началом - субстанцией (единство - иерархическая динамическая организация, согласованность).
Бытие и субстанция. Понятие субстанции. Бытие как способ существования человеческой культуры. Предзаданность и предпосланность мира человеку. Человеческое присутствие как смысловое проявление бытия. Культурологическая и экзистенциальная полнота категории бытия, его метафизическая конкретность. Бытие как осмысленность, свершение, присутствие мира и человека. Социальный и культурный смысл этих характеристик бытия. Бытие и история. Бытие и время. Бытие как диалектика единого и многого, естественного и искусственного, правильного и неправильного, подлинного и неподлинного и т.п. Бытие и небытие, их понимание в восточной и западной философии. Формы бытия как "роды" бытия. Основные формы бытия: бытие вещей, тел и процессов, бытие человека, бытие духовного, бытие социального. Структура форм бытия и её важнейшие проблемы.