Метафизическая суть процесса познания - действие, в котором "нечто познается как нечто". Истина как главный регулятив и цель процесса познания. Многомерность понятия истины. Праксиологический, аксиологический и бытийственный аспекты истины. Праксиологический аспект - обыденное и научное понимание истины как адекватного отражения и как правильного знания (суждения). Аксиологический - этико-социальное понимание истины как правды, справедливости, добра. Бытийственный - метафизическое понимание истины как "несокрытости", особой данности мира ("естины" по Флоренскому), религиозное понимание истины как слова Божьего. Виды истины: истина здравого смысла, науки, философии, религии, художественного творчества и т.п. Истина практического и теоретического разума. Истина как моралистическая вера. Истина как знание реального положения дел и как правильное суждение (такое, которое является противоположным для очевидно невозможного). Две важнейшие парадигмы понимания истины в ХХ веке. Аналитическая: истина как универсальное научное, наиболее полномочное знание. Феноменологическая, экзистенциальная: истина как особая форма бытия и свершения "жизненного мира", "бытия человека", "традиции" и т.п. Основные философские концепции истины. 1. Традиционная классическая: истина как соответствие вещи, мысли и слова, как адекватное знание о вещах и событиях. 2. Корреспондентная: истина как верное суждение. 3. Когерентная: истина как согласование (системность, симметричность) знания. 4. Конвенциальная: истина как соглашение (договор, результат всеобщего признания, имеющий теоретическую форму). 5. Прагматистская: истина как практическая полезность, эффективность знания. 6. Диалектико-материалистическая: истина как процесс исторического уточнения и проверки знания на соответствие предмету. 7. Герменевтическая: истина как понятость в исходном древнегреческом значении "просвет", "непотаенность", "алетея", то, что не уносится рекой забвения - Летой. 2, 3 и 4 из названных концепций считают истину предметом семантического, лингвистического, логического анализа. Остальные - предметом практически значимого и метафизического размышления. 2, 3, 4, 5 концепции понимают истину как средство и инструмент. Остальные - как высшую цель и ценность. Все они являются интерпретациями классического понимания. Диалектико-материалистическая концепция. Истина - внутренне противоречивый процесс утверждения объективной истины через диалектику абсолютной истины и истины относительной. Центральный тезис: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна". Критерий истины - общественно-историческая практика людей. Герменевтическая концепция. Истина - герменевтический круг постижения и толкования бытия. Единство в истине открытости и сокрытости, тайного и выявленного, мистического и научного. Центральный тезис: "Мир как место бытия истины и бытия человека". Критерий истины - подлинное присутствие человека и мира. Прагматическая концепция. Истина как один из многих (не самый главный) инструментов в достижении социальной успешности. Истина - понятие, в котором собираются все знания о возможных следствиях, вытекающих из практического действия или теоретических усилий. Гуманизм и персонализм истины. Семантическое понимание. Утверждение многообразных критериев истины. Истина и достоверность. Истина и доказательность. Истина и обоснованное предположение. Истина и заблуждение. Заблуждение как неадекватное знание, как "обман чувств", как догматический субъективизм, как духовная инфантильность, заблуждение и ложь. Неустранимость заблуждений, причины заблуждений. Относительная позитивность заблуждений как катализатора дальнейшего теоретического и практического поиска. Соотнесенность истины и заблуждения. Движение к истине через заблуждения.