Понятие риторического канона (процедуры канона), инвенции, предмета речи, авторской интенции (задачи). Анализ текстов А. Твардовского "Пушкин" и А. Ахматовой "Слово о Пушкине". Определение составляющих предмета высказывания. Этос ("нравы"), логос ("доводы"), пафос ("страсти").
Всего труднее, кажется, писать о нем человеку, причастному, хотя бы в скромнейшей степени, к тому искусству, которому он своим гением сообщил поистине бессмертную силу власти над сердцами людей. Как страшно здесь произнести хоть одно неверное слово, тем более что о нем уже сказано столько прекрасных, достойных его имени и его подвига слов всеми теми, кто вместе с ним составляет мировую славу русской литературы.
Но у каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.
С немногими из самых замечательных художников слова читатель чувствует себя в такой простой, дружески доверительной, свободной и легкой атмосфере, как с Пушкиным, и даже эти немногие своею способностью располагать к себе читателя обязаны "началу всех начал" нашей литературы.
Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности.
В. Г. Белинский говорил, что Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества.
И весь Пушкин, вся необъятность его исторического развития и возрастания неотрывно связаны с крупнейшими историческими моментами жизни народа.
Появление Пушкина мы объясняем тем общенародным духовным подъемом, который последовал за победой народа в Отечественной войне 1812 года. Весь 19 и начало 20 века, открывая главу за главой своей истории, показывают, как в непримиримой борьбе противоположных классов общества на разных этапах его развития, вплоть до Великого Октября, вырастал и приобретал все большее значение в жизни Пушкин.
Пушкин - певец свободы, обличитель тирании, великий патриот и провозвестник светлого будущего для своего народа - был с нами в нашем движении к этому будущему. И это все более придавало значения его бессмертным созданиям.
Еще выше, еще больше становится Пушкин!
Пусть же звучит его голос во всем мире, голос бессмертного поэта нашей земли.
Мой предшественник П. Е. Щеголев кончает свой труд о дуэли и смерти Пушкина рядом соображений, почему высший свет, его представители ненавидят поэта и извергли его, как инородное тело, из своей среды. Теперь настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что они сделали с ним, а о том, что он сделал с ними.
После этого океана грязи, измен, лжи, равнодушия друзей и просто глупости полетик и не-полетик, родственников Строгановых, идиотов-кавалергардов, сделавших из дантесовской истории вопрос чести полка, ханжеских салонов Нессельроде и пр., высочайшего двора, заглядывавшего во все замочные скважины, величавых тайных советников - членов государственного совета, не постеснявшихся установить тайный полицейский надзор над гениальным поэтом, - после всего этого как торжественно и прекрасно увидеть, как этот чопорный, бессердечный ("свинский", как говаривал сам Александр Сергеевич) и уж, конечно, безграмотный Петербург стал свидетелем того, что, услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.
"Мне надо привести в порядок мой дом", - сказал умирающий Пушкин.
Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.
Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателей (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время, и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники начинают пениться, если там появляется магическое слово "Пушкин", и, что самое для них страшное, они могли бы услышать от поэта: "За меня не будете в ответе. Можете пока спокойно спать. Сила - право, только ваши дети За меня вас будут проклинать."
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный крепче меди.
Определите предмет речи в этих текстах.
Какова авторская задача?
Какие составляющие предмета речи отбирает каждый из авторов для реализации своей интенции?
Прочитайте текст М. И. Цветаевой "Мой Пушкин". Как определяет предмет речи автор, и чем это обусловлено? Выделите составляющие предмета речи, определите их роль в реализации авторской интенции. Составьте своё мини-высказывание на тему "Мой Пушкин".
Литература
1. Михальская, А. К. Основы риторики. От мысли к слову. - М., 2001.