Подводя итоги проведенного исследования, отметим следующие важные для понимания концепции когнитивного описания художественного произведения моменты.
Краткая процедура анализа языковой картины мира в рамках отдельно взятого текста может включать следующие шаги:
1. Структура отдельно взятого лексического значения повторяет структуру языковой картины мира в целом и включает ядро и периферию.
2. Языковая картина мира представляет собой совокупность лексических единиц (лексических фреймов) данного языка.
3. Ядро лексического фрейма представляет собой «набор» общенациональной языковой картины мира, в то время как на периферии находятся элементы авторской картины мира, заложенные потенциально и проявляющиеся при попытке трактовки референтов тем или иным носителем языка.
4. В процессе создания конкретного литературного произведения фокус фрейма смещается.
5. В соответствии с нашей концепцией мы выделяли черты общей языковой картины мира и авторской картины мира. Ядро «индивидуального» лексического значения составляют фрагменты авторской картины мира, в то время как на периферии находятся элементы общенационального представления о герое, предмете, явлении.
Результат исследования свидетельствует о том, что индивидуальная картина мира доминирует в каждом отдельном произведении. Индивидуальные черты образов преобладают и являются ключевыми для развития сюжета, обуславливают основные поступки героев. Черты всеобщей картины мира составляют «фон» образа, «подтекст» произведения и во многом обуславливают отношение читателей к героям романа.