Значение целей воспитания для разработки педагогической теории. Цели воспитания и их иерархия.
Определение целей воспитания в различные периоды развития общества. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основной цели воспитания.
Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя.
Формирование базовой культуры личности как цели воспитания.
Целенаправленность - важнейшая характеристика процесса воспитания.
Современная теория воспитания располагает достаточным количеством исследований, посвященных анализу целей воспитания. Однако в условиях "бездетной педагогики", подходившей к процессу воспитания с технократических позиций, т.е. предполагавшей существование однозначной связи между целями и средствами воспитания, педагогическое учение о целях воспитания не получило существенного развития. Пришедший ему на смену психологический подход побудил исследователей, руководствуясь той или иной психологической концепцией, выявлять психологическую структуру общих и частных целей воспитательной деятельности, строя своеобразные модели каждой отдельно взятой цели. Это привело к целевому плюрализму, а общая концепция целей воспитания оставалась неразработанной. В рамках социально-психологического подхода основное внимание уделяется социальному содержанию целей воспитания, они рассматриваются как нечто внешнее по отношению к процессу воспитания, не входящее в структуру взаимодействия воспитателя и воспитанников, а только побуждающее это взаимодействие.
Необходимо заметить, что независимо от позиций исследователей к разработке вопроса о цели воспитания все они ориентируются на философское определение данной категории.
В философской литературе цель определяется как "идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность"
Будучи единым и единственным теоретическим объектом, процесс воспитания характеризуется конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике. Как указывают философы, идеал представляет собой некоторую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика. Такая конструкция может быть намечена лишь схематически, поскольку является результатом заострения в воображении черт подлинной реальности. Таким образом, в определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).
В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идет на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.
Необходимо отметить, что абсолютизация той или иной системы ценностей приводит в одном случае к уходу от реальной жизни (система трансцендентных ценностей), в другом случае - к постоянному духовному перенапряжению (система социоцентрических ценностей), в третьем случае - к угрозе превращения высшей ценности в эгоизм.
Практика жизни и практика воспитания показывают, что только при взаимодополнительном (комплиментарном) восприятии противоположных друг другу систем ценностей возможен наиболее здравый подход в формировании содержания предполагаемого образа человека.
В свою очередь, необходимо обратить внимание на то, что содержание целей воспитания характеризуется не самими ценностями как влияниями объективного мира, а суждениями о них. Значит, по своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (активный строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность, человек культуры). Они имеют, как уже отмечалось, отпечаток идеала.
Однако социальное содержание - только одна сторона цели воспитания. Ведь цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма.
Наиболее признанным в психологическом подходе оказалась концепция направленности личности, развитая в работах Л.И.Божович. По ее мнению, целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. Педагогический аспект этой концепции широко разработали Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, З.М.Шилина, А.В.Зосимовский.
Уточнение психологического понимания направленности личности и наполнение его социальным содержанием привело к обоснованию в педагогике понятия "позиция личности" как сложной системы ценностных отношений личности к окружающей действительности, другим людям, самому себе (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.В.Бондаревская).
Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь на принципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности - "позиции личности", что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания.
Кроме этого в понятие "позиция личности" включаются только доступные для воспитанника отношения.
Важно отметить то обстоятельство, что в процессе воспитания формирование ценностного отношения к области действительности происходит не обязательно в результате непосредственного соприкосновения к ней, а опосредуется в процессе взаимодействия с воспитателем (другими людьми) суждениями о социальной и личностной значимости (ценности) данного явления действительности.
Так как "позиция личности" как общая цель воспитания рассматривается как система отношений, то следующим шагом в целеобразовании является выделение тех компонентов действительности, к которым формируются ценностные отношения, или иначе - частных целей воспитания.
Частные позиции личности
(ценностные отношения к определенным областям действительности)
Отечество (Родина) - гражданская позиция личности
Человек (другие люди, я сам) - нравственная позиция
Человеческая деятельность и ее продукты - деловая позиция
Прекрасное - эстетическая позиция
Конкретные позиции личности
(ценностные отношения к отдельным социальным явлениям)
Другой человек; Я сам; моральные нормы и правила взаимоотношений между людьми - нравственная позиция личности
Природа; достижения искусства; внешний облик человека; его здоровье; оформление быта - эстетическая позиция личности
История Отечества; национальные традиции, обычаи; достижения национальной культуры - патриотическая позиция личности.
Общественное устройство страны - общественная позиция личности.
Государство - (внешняя и внутренняя политика) - политическая позиция личности.
Закон - правовая позиция личности
Труд; его продукты, трудовой процесс; виды труда; профессия - деловая позиция личности
Конкретные проявления качеств личности:
гуманность, терпимость, добросердечность, отзывчивость, милосердие, самоуважение, честность, принципиальность, искренность и др.
трудолюбие, уважение к труду другого, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, упорство и др.
эстетический вкус
патриотизм, общественная активность, политическая активность, политическая грамотность, интернационализм, правовая грамотность и др.
Поступки воспитанников в конкретных ситуациях
Итак, на вершину иерархической структуры вынесена позиция личности воспитанника. Ее становление происходит на всех этапах онтогенетического развития ребенка, меняются только значимые для него явления социальной жизни, к которым формируется его ценностное отношение.
На первом ярусе дерева целей - частные позиции личности, т.е. ценностные отношения воспитанника к важным компонентам социальной действительности: Отечеству, человеку, человеческому труду, прекрасному. Необходимо отметить, что выделение областей действительности происходит с ориентацией на общечеловеческие ценности.
Второй ярус дерева целей воспитания образуется конкретизацией каждой из частных позиций личности, т.е. ценностным отношением воспитанника к более узким социальным явлениям (см. схему 2).
Сложная картина целей воспитания наблюдается на следующем ярусе, к которой следует отнести конкретные качества личности.
Необходимо выделение и яруса конкретных проявлений качеств личности как поведенческих позиций личности. В данном случае имеются в виду поступки и действия воспитанников в конкретных ситуациях. На этом ярусе дерева целей правомернее говорить не о целях воспитания, а о задачах. Вслед за А.Н.Леонтьевым цель необходимо связывать с проектированием деятельности, а задачу - с осуществлением действий по реализации цели: "Задача - это и есть цель, данная в определенных условиях" (Леонтьев А.Н., М., 1977. С. 107). Поэтому необходимо считать, что воспитатель при планировании работы ставит воспитательные цели вне зависимости от их общности, а при реализации плана эти цели становятся задачами организуемой им воспитательной деятельности. Но важно отметить, что задачи вне зависимости от их конкретизации свою оптимизационную функцию выполняют только при соотнесенности с общей целью. Когда же задача абсолютизируется, ее значение преувеличивается, воспитательный процесс теряет оптимальный характер. Задачу можно рассматривать как необходимую, но недостаточную ступень на пути к общей цели. Следовательно, структура целей воспитания имеет иерархический характер: важна не только их совокупность, но и соподчиненность.
Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности. Среди промежуточных целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.
Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя Целеполагающая деятельность-это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органическое единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной сферы. Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач. В педагогической литературе есть попытки обосновать цель воспитания на текущий период. Большинство опирается на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. Анализ цели воспитания был сделан Н.Д. Никандровым. Цель воспитания – патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении интересов и ценностей других народов, умеющий сочетать личные и общественные интересы общества. В гуманистической педагогике цель воспитания – наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, совершенствованию и самореализации. Долгое время цель воспитания рассматривалась с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Говоря о целях воспитания, необходимо выделить основание для их определения:
Таким образом, все педагогические цели можно разбить на две группы: идеальные и актуальные.
Базовая культура личности: нравственная культура, физическая культура, познавательная культура, культура труда;, гражданская и правовая культура, эстетическая культура, политическая культура, культура общения, культура семейных отношений, экологическая культура.
Проблема цели воспитания в истории
Первобытно - общинный строй – передача жизненного опыта, включение в жизнь общества.
Рабовладельческий строй – для свободнорожденных: достойный гражданин Отечества (Платон), самосовершенствование (Аристотель); для рабов: покорность хозяину и послушание.
Феодальный строй – для господ: служение Богу и сьюзерену; для слуг: покорность Богу и хозяину.
Капиталистическое общество – создавать условия для развития личности на основе коллективизма.
Социалистическое общество – формировать гармонично развитую личность на основе коллективизма.
Современный этап – способствовать развитию личности; формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества; обеспечить условия для расцвета индивидуальности личности.