Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие…
- Основные идеи, положенные в основу технологии:
- образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
- стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
- «конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
- «классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
- «интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
- «рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
- вопросы системного подхода:
- Кто, что? (объект);
- Когда? (время);
- Где? (пространство);
- Как? (образ действия);
- Зачем? (установление причинно-следственных связей).
- Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.
- Принципы:
- Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
- не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
- не навязывает своего мнения;
- не высказывает оценок;
- обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
- обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
- Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
- Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
- Методы:
- фасилитированная дискуссия;
- перефразирование ответов учащихся;
- «линкинг» (связное обобщение);
- коллегиальное обсуждение.
- Стратегия вопросов.
- – Что (кого) вы видите?
- – А что еще? Кто видит что-то другое?
- – Что происходит на этой картине?
- – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
- – Кто этот человек?
- – Где это происходит? (Кто, что и где?)
- – Когда это происходит? (Где и когда?)
- Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
- Каков смысл происходящего?
- Как бы вы назвали эту картину?
- Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Далее: Технология «Педагогические мастерские» Вверх: Некоторые технологии продуктивного образования Назад: Оценка Портфолио
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.12.2009