Далее: Рабочая учебная программа «Современные Вверх: Некоторые технологии продуктивного образования Назад: Технология «Педагогические мастерские»

Игровые технологии (материал взят из книги Г.Е. Муравьевой «Проектирование технологий обучения»)

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В теоретической литературе игра рассматривается как:

Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Функции игры (В.В.Петрусинский):

  1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
  2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
  3. коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установ-ление эмоциональных контактов;
  4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
  5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Классификации игр.

Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман):

  1. сюжетно-ролевые,
  2. подвижные,
  3. дидактические.

Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на:

  1. предметные (с дидактическими игрушками и материалами),
  2. настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок),
  3. словесные.

К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на (А.И.Сорокина):

В.В.Петрусинский предложил классификацию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:

  1. обучающие игры – это игры, способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, обходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память;
  2. игры подвижные в помещении и на воздухе – это игры для психофизиологической разгрузки, стимулирующие творческую активность, коллективную деятельность;
  3. социально-психологический ролевой тренинг – игры, направленные на отработку навыков выполнения тех или иных социальных функций, социокультурных норм;
  4. психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций: внимания, памяти, воображения, эмпатии.

Имитационная игра – это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Структурными компонентами деловой игры являются (А.А.Вербицкий):

  1. Имитационная модель: педагогические цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания.
  2. Игровая модель: игровые цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
  3. Методическое обеспечение: исходная информация об игре, методика подготовки и проведения игры (рекомендации преподавателям), набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой участникам.
  4. Техническое обеспечение: технические средства, компьютерные программы.

Ролевая игра – имитация типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций (продавец – покупатель, родители – дети, хозяин – гости и т.п.).

Собственно имитационная игра – имитация деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т.п. (например, театральная постановка).

К имитационным играм относятся и игровые ситуации, например: «Вы – на необитаемом острове», «Вы – один в лесу», «Вы – на незнакомой планете», «Вы – президент России».

Символическая игра – это искусственная результативна интеллектуальная игра, в которой основным средством игры являются знаки, символы и числа.

Учебная символическая игра – это игра, основные средства которой – конкретные знания в виде знаков, символов и чисел, а основные правила игры выполняются в строгом соответствии с законами и правилами конкретной научной дисциплины.

Процедура проектирования игры.

Структура игровой деятельности соответствует логике любой деятельности. В ней можно выделить три основных этапа:

  1. Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения.
  2. Проведение: воплощение программы в деятельности, сама игр с учетом логики действий, правил, атрибутов и т.д.
  3. Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.

Если в процессе дидактического проектирования учитель выбирает в качестве оптимального технологического способа обучения игру, то последующая конкретизация игры может происходить следующим образом.

Процедура проектирования игры в учебном процессе:

  1. анализ темы и содержания урока, конкретизация цели: определение педагогических и игровых задач,
  2. выбор вида игры (ролевая, деловая игра, путешествие, аукцион, соревнование и т. п.),
  3. разработка сюжета игры (например, для деловой игры - проблемная ситуация на предприятии и способы ее решения; путешествия - основные пункты маршрута и виды заданий и т.д.),
  4. разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов активизации деятельности учащихся,
  5. разработка форм выдачи заданий,
  6. определение принципа распределения ролей, объяснения правил,
  7. разработка детального плана игры - алгоритма или сценария с подробным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, графической модели взаимодействия участников,
  8. прогнозирование результатов,
  9. определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, выделение главного, расстановка акцентов),
  10. подготовка оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий и других необходимых средств,
  11. организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (при использовании имитационных игр).


Далее: Рабочая учебная программа «Современные Вверх: Некоторые технологии продуктивного образования Назад: Технология «Педагогические мастерские»

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.12.2009