Далее: 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вверх: Национально-региональный компонент Назад: 3. Тематический план

4. Содержание дисциплины


№ п/п Раздел дисциплины Кол-во часов
1. Методология и методы дизайн-проектирования
1.1. Диалектика творчества. Техническое творчество и его особенности. Особенности проектирования социокультурного пространства. Технологические особенности научно-технического творчества. Уровни творческой деятельности. Этика научно-технического творчества 1
1.2. Типология современного дизайна.

Предметный дизайн (инженерный дизайн, стайлинг, художественное конструирование). Межпредметный дизайн (нон-дизайн, арт-дизайн, системный дизайн). Дизайн межпредметных связей (компьютерное программирование, художественное программирование, дизайн-программирование)

2
1.3. Методы поиска новых решений. Эвристика и методы активизации творчества. Основные положения гештальтпсихологии. Ассоциативные методы поиска необходимых технических решений. Метод контрольных вопросов. Мозговой штурм. Синектика. Морфологический анализ. Другие методы поиска технических решений и активизации творчества 2
1.4. Проектные методики в дизайне.

Объект и предмет дизайна. Принципы морфологического анализа. Функционально-структурный и процессный подходы. Принципы системного дизайна. Дизайн-проектирование, дизайн-концепция, дизайн-программа, дизайн-сценарий

2
1.5. Анализ реальной ситуации: концепция проектного менеджмента торгового дома "G. C. Penney" 1
2. Принципы формообразования в дизайне
2.2. Предметный дизайн. Форма предмета как средство визуальной коммуникации. Взаимосвязь "вещь - предмет - товар - изделие". Маркетинг как средство формирования потребительских качеств изделий. Товар и его классификация. Социально-общественные требования к проектированию изделий 1
2.3. Морфология вещи: функция, структура, форма объекта проектирования. Потребительские качества и функциональные параметры вещи. Функциональная структура продукта; надежность конструкции; информативность формы 1
2.4. Специфика дизайн-проектирования: аналитический, конструктивный, художественный аспекты 1
2.5. Синтез и анализ решений при проектировании. Эстетические и потребительские свойства изделий. Эргономические принципы формообразования. Построение круговой диаграммы для оценки эстетических и потребительских свойств изделий. Функционально-стоимостный анализ. Методы оценки принятых решений при выборе оптимального соотношения. Контрольные перечни. Выбор критериев. Ранжирование и взвешивание. Составление ТЗ. Индекс надежности. Упаковка и тара. Эстетические и потребительские свойства упаковки и их взаимосвязь со свойствами изделий 1
2.6. Средства дизайн-проектирования: семиотические, художественные, технологические, материаловедческие.

Образование форм и специфика передачи выразительности содержания, рационального использования материалов, конструкций и технологий производства. Рациональное формообразование в природе. Эксплутационные характеристики изделия: надежность конструкции, прочность, долговечность, материалоемкость, ремонтопригодность. Методы их обеспечения. Конструктивные и технологические способы повышения качества изделия. Компьютерный дизайн

1
2.7. Образно-смысловые характеристики формы и формообразование. Единство формы и содержания. Образность. Законы восприятия формы: гештальт-принципы. Плоская форма, перцептивные силы контрформы. Знак. Выразительность абстрактной формы, гештальт-качества, качества Эренфельса. Стилизация. Стилизация орнамента и знаковых систем. Стиль как источник современного формообразования, стилевая гармонизация формы, совершенство формы, ее композиционный смысл. "Современная форма", ее социально-культурный и эстетический смысл.

Мифотворчество. Роль вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в дизайн-проектировании

1
2.8. Организация пространства/плоскости из предметов-элементов, создающих заданный образ 1
2.9. Проект простого традиционного объекта с обилием эргономических и других функциональных требований "Моя профессия - рекламист" 1
3. Структура бренда и фирменный стиль
3.1. Специфика видов дизайн-средств для рекламной и PR-деятельности. Их взаимосвязь и взаимодействие: товар и его упаковка как составная часть товарной единицы, имидж и визуальные средства его выражения. Элементы корпоративного имиджа и их визуализация. Знаковые системы визуальной коммуникации. Фирменный стиль: образ, название, слоган, концепция фирменного стиля, фирменные цвета, эмблема, герб, логотип 1
3.2. Концепция бренда. Символ, его история и роль в создании бренда. Основные принципы и комплексная разработка элементов фирменного стиля предприятия 2
3.3. Средства визуальных коммуникаций в брендинге. Элементы фирменного стиля организации, их графическое выражение (знаки корпоративной идентификации). Brend-book, рекламно-информационные средства (логотип, бланк делового письма, конверт, визитная карточка, бэдж, папка для документов, листовка, приглашение, программа, визитка, грамота, диплом, упаковка, шелфтокеры, мобайлы, корпоративная форма одежды и т. д.) 5
4. Структура рекламного сообщения
4.1. Элементы рекламного сообщения 1
4.2. Типология рекламных средств и применение элементов рекламного сообщения 2
4.3. Анализ групп рекламных сообщений по различным товарным категориям 3
5. Композиция как средство гармонизации формы
5.1. Композиция как способ создания образной системы. Создание образа продукта- концепта. Визуальный способ передачи информации. Визуализация образа 1
5.2. Принципы гармоничной формальной композиции, гармонизации композиции. Целостность и композиционное единство, пропорциональность, тектоничность, масштабность 1
5.3. Средства гармонизации композиции. Простейшие средства изобразительного языка. Ритм и пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, фактура и текстура, модульность и комбинаторика 2
5.4. Визуальные способы передачи информации и способы изображения: рисунок, коллаж, фотография, компьютерная графика 1
5.5. Специфика графической композиции. Выполнение упражнений 1
5.6. Специфика пространственной композиции. Выполнение упражнений 1
5.7. Специфика колористической композиции. Выполнение упражнений 1
6. Основы цветовой композиции
6.1. Цвет и свет. Физические свойства цвета. Цветная полоса: спектр, хроматический круг, система расположение цветов Рунге. Физические свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность или чистота 1
6.2. Зрительное восприятие цвета. Основы колористики: хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные цвета, основные цвета, двойные цвета, дополнительные цвета, смешение цветов, комбинаторика, гармония, динамика, виды контрастов 2
6.3. Физическое и психологическое воздействие цвета. Эмоциональные характеристики цвета, цветовая символика. Цвет и его психологическое воздействие на потребителя. Возрастные и гендерные предпочтения цвета. Традиционное использование цвета.

Характеристики цвета (оттенок, тон, разбел)

1
6.4. Систематизация и количественное выражение цветов. Основы колориметрии: основные цвета, единичные цвета, удельные координаты цвета, координаты цвета, трехцветные коэффициенты, яркостные коэффициенты цветов. Международные колориметрические системы XYZ и RGB. Электронные аналоги атласов цветов - Swatch Libraries 2
6.5. Построение цветоритмической композиции с использованием различных техник и материалов 2
7. Основы шрифтовой композиции
7.1 Вербальный способ передачи информации. Шрифт как носитель образа  
7.2. Классификация шрифтов 2
7.3. Структура и начертание шрифта, особенности восприятия. 2
7.4. Специфика использования шрифтов. Образные возможности шрифтовых композиций 2
7.5. Специфика шрифтовой композиции и средства ее гармонизации. Средства визуальной коммуникации. Видеориторика и визуальная коммуникация. Визуальная коммуникация как часть маркетинга и рекламы 2
8. Художественное конструирование газеты и журнала  
8.1. Элементы оформления печатных изданий. Размерные характеристики изданий 2
8.2. Комплексы элементов. Заголовок. Иллюстрация 2
8.3. Макетирование полосы издания. Модульная сетка и расположение подборок 2
8.4. Основные понятия моделирования, фиксация структуры и размерные стереотипы. Типовые макеты 2
9. Проектная графика и макетирование  
9.1. Технологические особенности подготовки демонстрационных материалов на бумажных и электронных носителях 6
9.2. Организация проектирования элементов фирменного стиля предприятия 4

Контроль за самостоятельной работой студентов

Первый семестр:

Тест 1. "Методология, теория и технологии дизайн-деятельности";

Тест 2. "Типология современного дизайна".

Творческие работы по темам:

"Я - рекламист" - эскиз автопортрета;

"Мое место в рекламе" - поисковый эскиз: А) интерьера кафедры специальности "Реклама" или В) интерьера холла специальности "Реклама".

Второй семестр:

Тест 1. "Элементы фирменного стиля и элементы оформления печатных изданий";

Тест 2. "Композиция и средства гармонизации композиции".

Творческие работы по темам:

"Социальная реклама (по теме "ОБРАЗОВАНИЕ")" - эскиз плаката, видеоролика, аудиоролика и т.п.;

Образ высшего учебного заведения (педагогического) - поисковый эскиз.

Критерии оценки знаний на зачете

В соответствии с балльной системой, представленной в таблице, студент получает оценку "зачтено", если сумма баллов составляет единицу (1).


Содержание контролируемого параметра Оценка в баллах
1. Регулярное посещение занятий 0, 1
2. Наличие конспектов занятий 0, 1
3. Успешное выполнение тестовых заданий в течение года по 0, 1 балла за тест
4. Успешное выполнение тематических творческих работ 0,1 балла за выполненную работу
СУММА баллов 1,0

Задания для самостоятельной работы студентов


Разделы темы рабочей программы Перечень домашних заданий и других вопросов Сроки выполнения Кол-во часов
1. Подбор иллюстрационных материалов по темам: объекты различных типов и видов дизайн-деятельности; структура рекламного сообщения, примеры реальных ситуаций: концепции проектного менеджмента на предприятиях и в организациях, подбор иллюстраций, характеризующих различные средства гармонизации композиции, примеры элементов фирменного стиля с характеристиками, использования шрифтов По итогам соответствующего занятия 20
2. Завершение выполнения начатых на занятиях работ: спектр, разработка цветовой гаммы (зима, лето, весна, осень), серый (теплый, холодный), деформация плоскости, деформация объемной формы, ассоциации.

Оформление работ для выставки (просмотра)

По итогам соответствующего занятия 20
3. Выполнение проектов: "Я - рекламист"; "Мое место в рекламе", "Социальная реклама (по теме ОБРАЗОВАНИЕ")", "Элементы фирменного стиля высшего учебного заведения (педагогического)" Домашние работы 30
Итого 70

Контрольные вопросы
  1. К какому периоду можно отнести возникновение дизайна как профессиональной индустрии?
  2. В какой стране возник дизайн как своеобразный вид творческой деятельности и как профессиональная индустрия?
  3. Перечень основных работ советских авторов, работавших в рекламе начала 20-30-х годов.
  4. Основные принципы функционирования системного дизайна.
  5. Перечень факторов, определяющих функционирование дизайн-системы "Реклама".
  6. Особенности функционирования дизайн-системы "Реклама" в условиях современного информационного общества.
  7. Основные типы и виды дизайн-деятельности.
  8. Элементы корпоративного имиджа и их визуальное выражение.
  9. Концепция бренда и фирменный стиль.
  10. Специфика рекламных сообщений в неспециализированных изданиях.
  11. Отличия структуры и оформления дисплейной и рубричной рекламы.
  12. Какие элементы оформления используются в газетной рекламе?
  13. Нормативы, регламентирующие место, размер и стилистику заголовка в газете или журнале.
  14. Специфика дизайна рекламных сообщений в газете.
  15. Структура рекламного сообщения в газете.
  16. Динамика использования визуальных и вербальных элементов в различных типах рекламы: потребительской, имиджевой, торгово-промышленной.
  17. Привлечение непроизвольного внимания реципиента в печатной рекламе: средства и формы.
  18. Специфика элементов рекламного сообщения, способствующих переводу непроизвольного внимания реципиентов в осознанное восприятие.
  19. Распределение зон внимания на развороте печатного издания.
  20. Распределение зон внимания на полосе печатного издания.
  21. Факторы, способствующие запоминаемости рекламного сообщения в газете.
  22. Особенности выбора гарнитуры текстового шрифта для рекламного сообщения в газете.
  23. Особенности выбора гарнитуры текстового шрифта для рекламного сообщения в журнале.
  24. Особенности выбора гарнитуры шрифта заголовка для сообщения в газете.
  25. Особенности оформления заголовка и слогана в газете и журнале.
  26. Шрифтовые и композиционные отличия оформления редакционных и рекламных текстов в газете.
  27. Специфика выбора гарнитуры и кеглей шрифтов в рекламных и информационных материалах рекламодателя в газете и журнале.
  28. Измерение кегля шрифта и интерлиньяжа.
  29. Характеристики начертания шрифта.
  30. Системы мер, применяемые в издательском деле.
  31. Обозначения и измерения печатных листов, полос, форматов журналов и газет.
  32. Характеристики пробельных элементов в газете.
  33. Факторы, определяющие эмоциональное восприятие цвета.
  34. Базовая триада цветоделения.
  35. Пропорционирование и принцип "золотого сечения" в практике газетного макетирования.
  36. Характеристика "ритма" как средства гармонизации композиции.
  37. Средства и признаки элементов, способствующие достижению уравновешенности композиции.
  38. Формальное и неформальное равновесие в газетном и журнальном рекламном сообщении.
  39. Динамичная композиция рекламного сообщения, построенная на основании вертикальной симметрии.
  40. Особенности использования модульной сетки при подготовке печатных зданий.
  41. Гарантии успеха удачного рекламного сообщения: характеристики элементов.
  42. Элементы фирменного стиля и побуждение к изменению потребительского поведения.
  43. Влияние имиджа организации на дизайн рекламного сообщения в газете и журнале.


Далее: 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вверх: Национально-региональный компонент Назад: 3. Тематический план

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
11.03.2008