Лекция 1. Введение. (2 часа)
Цель и задачи курса. Структура курса. Объект и предмет. Основные понятия. Методологический аппарат.
Лекции 2, 3. Основные понятия семиотики. (4 часа)
Наука о знаках - семиотика. История становления семиотики. Философия языка в Древней Греции. Понимание знака в средневековой философии и логике (формула "Aliquid stat pro aliquot"). Проблема знака в концепциях Р. Декарта (1596-1650), Дж. Локка (1632-1704), Г. Лейбница (1646-1716), Э. Кондильяка (1715-1780), Ч. С. Пирса (1839-1914), Г. Фреге (1848-1925), Ч. Морриса (1901), Ф. де Соссюра (1857-1913), А. Ф. Лосева (1893-1988). Признаки знака (Ф. де Соссюр). Структура семиотики (Ч. С. Пирс). Понятие семиозиса.
Лекции 4, 5. Понятие кода. (4 часа)
Информационная природа знака (Л. Ф. Чертов). Общее понятие информации. Передача информации. Понятие кода как метаинформации (Л. Ф. Чертов). Классификации знаков (Ч. С. Пирс, Ч Моррис, Д. Кларк, Л. Ф. Чертов). Теории значения (Г. Фреге, Ч. Огден, А. Ричардс). Типология кодов У. Эко: коды, считающиеся "естественными" (зоосемиотика, сигналы обоняния, тактильная коммуникация, вкусовые коды). Паралингвистика (медицинская семиотика, собственно паралингвистика, языки свиста и барабана). Кинесика и проксемика. Музыкальные коды (формализованные семиотики; системы, основанные на звукоподражании; коннотативные системы; денотативные системы; стилистические коннотации). Формализованные языки. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды. Естественные языки. Визуальные коммуникации (сигналетика с высокой степенью конвенционализации; хроматические системы; одежда; визуально-вербальные системы; прочие системы). Семантика. Структура сюжета. Культурные коды (эстетика; системы моделирования мира; типология культур; модели социальной организации). Эстетические коды и сообщения. Массовые коммуникации. Риторические и идеологические коды.
Лекция 6. Классификация кодов. (2 часа)
Классификация кодов. Коммуникативные коды (сигнализация животных; естественные языки; искусственные языки; паравербальные коды; невербальные коды). Визуально-пластические коды (живопись; графика; фотография; кинематограф; архитектура; скульптура; театр; цвет; форма; свет и тень). Культурные коды (элитарная и массовая культура; городская и сельская культура; индустриальная и традиционная культура; народная и современная культура; субкультура и контркультура). Идеологические и риторические коды (идеология; фигуры).
Лекция 7. Понятие текста. (2 часа)
Понятие текста в лингвистике и семиотике (концепции М. М. Бахтина, И. Р. Гальперина, Ю. М. Лотмана). Лингвистические и семиотические признаки текста. Единицы анализа текста. Понятие поликодового текста.
Лекция 8. Понятие рекламного текста. (2 часа)
Понимание рекламного текста. Структурно-семантические компоненты рекламного текста. Первичные и вторичные жанры в рекламном тексте. Провокативные жанры в рекламном тексте. Речевые приемы внушения в рекламном тексте. Аудиальный компонент.
Лекция 9. Невербальные компоненты рекламного текста. (2 часа)
Коммуникативно-прагматический компонент рекламного текста. Визуально-графические компоненты (шрифты, цвет, иллюстрации, макетирование, параграфирование). Понятие графической трансформации слова. Кинетические коды.
Лекция 10. Семиозис рекламного текста. (2 часа)
Иерархия и принципы сочленения кодов в рекламном тесте. Принцип комплементарности кодов. Закономерности восприятия и понимания рекламного текста. Схема взаимодействия кодов рекламного текста и базовых категорий рекламы (рекламный образ, рекламируемый товар, заказчик и продуцент рекламного текста).
Примерные вопросы к экзамену
Контрольное задание:
На примере конкретного рекламного текста провести анализ использованных в нем семиотических кодов, показать комплементарный характер их функционирования на каждом уровне содержательной организации текста.