Согласно Хомскому одной из важнейших задач лингвистики являются помощь пониманию природы человека и исследование обстоятельств, "в которых язык отражает ментальные процессы или оформляет протекание и характер мышления". Хомский определяет лингвистику как разновидность когнитивной психологии. Эта наука занимается процессами мышления индивидуума и исследует особые аспекты духовного. В качестве источника своей языковой теории Хомский называет философский рационализм. Он высоко ценит заслуги лингвистического структурализма и его научно-технических методов для выявления, упорядочивания и анализа фактов. Творческую способность языка образовывать бесконечное количество предложений только этим объяснить нельзя. Хомский развивает свою теорию генеративной трансформационной грамматики, объясняет терминологию и описывает известные формальные операции. Личность, которая овладела языком, усваивает его правила и систему. Ученый исследует языковое употребление (перформацию) и создает специальную грамматику. Общие принципы, детерминирующие формы таких грамматик, называются универсальными грамматиками. Они должны обозначить общие свойства человеческого разума. Поверхностная структура предложения идентична составленному предложению. Одновременно в душе образовываются (генерируются) абстрактные предложения с различными высказываниями - глубинные структуры предложения. Связь между обеими, многосторонние операции с ними обозначаются как грамматические трансформации. Главной проблемой является многозначность большинства поверхностных структур. В основе подобных предложений лежит глубинная структура, которая является однозначной для обладателя внутренней грамматики, называемой Хомским компетенцией. С помощью определенной трансформационной техники он разъясняет предусмотренный смысл. Хомский отвергает тезис о подражании уже существующим грамматикам. Еще жестче критикует он бихевиористское учение, возводящее все результаты к раздражению и реакции. Возможно, американский ученый следует за "Тезисом о врожденных идеях" Декарта в основной мысли своей теории, а именно в том, что способность к употреблению языка человеком является врожденной. Уровень образования и различия в воспитании, культурном и социальном фоне при этом не обладают существенным значением. Решающим является способность к ментальной организации, которая развивает и оформляет переданные структуры мышления и языка.