Удобство и оптимальность игровых движений являются одним из важнейших условий эффективной организации исполнительского процесса. Сказанное, в частности, касается способа расположения и порядка чередования пальцев, называемого аппликатурой.
Начальные этапы обучения игре на аккордеоне, как и на любом другом музыкальном инструменте, связаны с освоением определенных, присущих ему и исторически сложившихся в исполнительской практике аппликатурных принципов. Эти принципы, разнообразно проявляющиеся в процессе технического воплощения тех или иных художественных намерений, в чистом виде закреплены в гаммах, арпеджио, другом инструктивно-методическом материале, служащем основой для формирования правильных, физиологически целесообразных приемов и навыков.
Безусловно, не следует понимать область технической реализации того или иного художественно-образного содержания как некую сумму строго регламентированных игровых движений. В зависимости от характера произведения, особенностей его исполнителькой интерпретации, наконец, от специфики игрового аппарата того или иного музыканта аппликатурные принципы могут варьироваться. Однако следование основным сложившимся закономерностям в расположении и порядке чередования пальцев всегда будет тем фундаментом, на котором формируется техническое мастерство аккордеониста.