АПСИДА АБСИДА - выступ в восточной части церкви, в которой находится алтарь. Снаружи апсида обычно полукруглая, реже квадратная. В больших храмах апсид три - в соответствии с тремя делениями алтарной части. Если по сторонам главного алтаря есть приделы, у них тоже будут свои апсиды - как правило, по одной. Таким образом, апсид может быть, например, пять, отчего вся восточная стена храма будет идти красивыми волнами.
АЛТАРЬ - помещение с восточной стороны храма, за иконостасом. Самая священная часть храма. куда доступ простым верующим закрыт.
АТТИК - протяженная декоративная стенка над венчающим здание карнизом. Иногда на ней ничего нет, но чаще аттики украшаются вензелем. гербом и т.п.
БАРАБАН - цилиндр, на котором стоит церковная глава. Крупные барабаны - "световые", т.е. могут иметь окна. Нередко в ярославских церквях барабаны "глухие", т.е. имеют чисто декоративное значение и изнутри здания не видны.
БАРОККО - пышный архитектурный стиль, характеризующийся многочисленными украшениями, завитками, скульптурами. В России можно говорить о "петровском барокко" - у нас это церковь Петра и Павла на Красном Перекопе - и о "растреллиевском" или "петербургском барокко" - в Ярославле это дом Вахрамеева на Плацпарадной площади теперь - детская больница. Петровское барокко значительно скромнее, чем исключительно богатое барокко елизаветинских времен, когда архитектурным кумиром был Бартоломео Растрелли в Петербурге - Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь.
ДИАКОННИК или ризница - правая часть алтаря православного храма, хранилище священных сосудов, книг и риз
ЖЕРТВЕННИК - левая часть алтаря православного храма, символизирующий пещеру, где родился Господь. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на него просфор и записок о здравии и упокоении.
ЗАКОМАРА - полукруглое завершение стены храма, как бы повторяющее форму свода, за ним находящегося. Большинство древних храмов были крыты по закомарам, то есть крыша шла волнами. Это производило очень большой эффект, но было довольно непрактично, так как поддерживать такую крышу в порядке было нелегко. Поэтому закомары были практически повсюду заменены на четырехскатные покрытия.
КАПИТЕЛЬ - завершение, венчающая часть колонны или пилястры.
КЛАССИЦИЗМ - стиль европейской архитектуры второй половины XVIII - начала XIX века. Архитектурно-декоративные формы классицизма основаны на мотивах античной классической архитектуры. Для провинциальной архитектуры России вообще и Ярославля в частности характерен так называемый провинциальный классицизм. Сооружения в этом стиле обычно невелики, а основные признаки классицизма упрощены. В целом этот стиль соразмерен человеку и весьма впечатляющ. В Ярославле это, например, Гостиный двор со стороны Первомайской улицы с ротондой, здание банка, ныне переданное университету им. Демидова на Комсомольской улице, дом общества врачей см. и многочисленные особняки.
КОКОШНИКИ - декоративные закомары см., украшающие верхнюю часть стены храма, подобно закомарам, которые, однако. имели конструктивное значение. Кокошники могли оформлять барабаны глав, шатры колоколен и т.п. Внешне они напоминали кокошники - украшение женского головного убора, отсюда и название.
ЛОПАТКА - узкий вертикальный выступ стены, нечто вроде пилястры, но только без базы и без капители. Лопатки в каменной постройке - напоминание о деревянном строении, где по углам выступали комли бревен.
МАСКАРОНЫ - скульптурное украшение в виде человеческой головы или головы животного обычно льва. Чаще всего маскаронами украшают замковый камень над окнами.
МОДЕРН - стиль конца XIX - начала XX века, характеризующийся некоторой причудливой изломанностью, даже жеманностью, но в лучших своих образцах поражающий прихотливой изысканностью и богатством. В Ярославле это, например, дом Вахрамеева на ул. Собинова см.. Для модерна характерен растительный орнамент из болотных трав и водорослей, асимметричные решения, неопределенные вялые очертания. На фасадах широко используется майолика. Окна могут быть узкие, трапециевидные или с закругленными углами, верхняя чсть рамы нередко Ряд орнаментальных мотивов модерн заимствовал из искусства Востока.
ПАРАПЕТ - здесь ограда на краю крыши по всему фасаду здания в виде сплошной стенки или ряда лепных столбиков. Не путайте парапет с аттиком см..
ПИЛОН - столб, подпирающий крышу. Несущая колонна, но без капители и базы.
ПИЛЯСТРА - декоративная плоская колонна, вертикальный выступ на стене с базой и капителью. Имитация колонны.
ПОРТИК - выступающая часть перед входом в здание, обычно с фронтоном, который поддерживают колонны. Встречается и плоский декоративный портик, примыкающий к стене.
РОТОНДА - круглое сооружение, обычно с куполом и окруженное колоннами. В Ярославле - только одна ротонда - часть Гостиного двора на Первомайской улице.
РУСТ - в русской архитектуре начиная с 18 века - горизонтальные углубленные швы на оштукатуренной стене здания "рустованная стена", имитирующие кладку из крупных каменных блоков.
САНДРИК - небольшой карниз над проемом окна или двери.
ТРАПЕЗНАЯ - в монастыре это монастырская столовая. В церквях трапезного типа это помещение перед входом в основной храм. Во многих случаях в трапезной устанавливается дополнительный алтарь, и тогда она может использоваться как зимняя церковь.
ФРЕСКА - изображение, выполненное красками по сырой штукатурке. Ярославские фрески - гордость русского искусства.
ШАТЕР - очень высокое сужающееся кверху покрытие храма. Шатровые покрытия особенно характерны для ярославских колоколен, но возможны и шатры вместо обычных церковных глав на барабанах.
ШИРИНКА - кирпичная рамка для изразца. В ярославских храмах ширинка сама может быть изразцовой.