Вероятно, самая привлекательная часть города. Почти отвесный берег Волги, зеленый, затененный древними липами, с его смотровыми площадками и беседками. Из них только одна - из XIX века, недалеко от губернаторского дома в нем сейчас - Художественный музей, остальные уничтожены и выстроены заново сравнительно недавно, к 975-летию города. Набережная - любимое место прогулок ярославцев, и это понятно: она прекрасна в любое время года. Но особенно хороша она осенью, когда желтеет листва и в прохладном воздухе устанавливается какое-то особое напряжение.
На осенней набережной сами собой вспоминаются прекрасные строчки, написанные нашей землячкой, родившейся в Угличе Ольгой Берггольц:
Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
летучая, легкая паутина...
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!
Гуляя по набережной, не знаешь, куда смотреть: на Волгу с ее теплоходами и баржами, с низким заволжским берегом; на линию прекрасных храмов и жилых зданий; или, наконец, просто на тенистые деревья. Здесь все соразмерно, спокойно, одухотворенно.
Единственная сохранившаяся беседка называется губернаторской. Говорят, что в дореволюционные времена губернатор любил в ней сидеть, пить чай и любоваться волжскими просторами. Правда, то, что видел губернатор, довольно сильно отличалось от того, что увидели бы мы, поднявшись под круглую крышу беседки: ведь Волга была другая, не перегороженная плотинами, вольная, с ее буйным весенним ледоходом и регулярно затопляемыми низкими берегами. Теперь она превратилась в цепь вялотекущих водоемов и уже не заливает берега. И все-таки она по-прежнему прекрасна и заслуживает посвященные ей легенды, стихи и песни.
К празднику тысячелетия Ярославля наша набережная станет еще лучше. Она будет длиннее, расширится нижняя ее часть, обновятся прекрасные откосы. И что очень важно, будут проведены жизненно необходимые гидротехнические работы, что спасет от гибели прекрасные церкви, стоящие сейчас на переувлажненной почве.
Почва Ярославля пропитана влагой не только на набережной. Как указывается в книге А.В. Бородкина "Подземелья средневекового Ярославля", в 1948 году в районе Советской площади горизонт грунтовых вод отмечался на глубине 18 - 20 метров, а в конце ХХ века - на глубине 5 пяти! метров...Если так будет продолжаться, ярославский центр скоро увязнет в болоте!
Прогуливаясь по Волжской набережной, не удивляйтесь, если встретите тени славного прошлого: здесь гуляли все знаменитости, какие только приезжали в Ярославль или тут жили, а таких было - великое множество. Вам не кажется, что вон тот господин очень похож на Александра Николаевича Островского? Он восхищался нашей набережной. А вон там, с копной густых волос и шкиперской бородкой - не Константин ли Дмитриевич Ушинский? Внимательно взгляните: не сидит ли, как он это делает на сохранившейся фотографии, на чугунной решетке набережной Федор Иванович Шаляпин после, как всегда, удачного концерта или дружеской вечеринки в соседнем трактире. Недалеко от Ярославля, в районе железнодорожной станции Итларь у него была дача, которую он очень любил. Сюда к нему приезжали Горький, Мамонтов, Рахманинов и многие другие знаменитости. Даже в эмиграции во Франции он все пытался найти какое-то подобие этой дачи - безрезультатно, конечно.
А дача при советской власти была снесена: ведь Шаляпин был тогда не в фаворе...