Не правда ли, необычное название у этой реки? Что оно означает, толком неизвестно. Правда, что означает "Волга", тоже ведь не вполне ясно, хотя есть интересные догадки. Вполне вероятно, что значение этих слов было известно племенам, которые жили на этих берегах, но они унесли это знание с собой. Насчет Которосли существует множество догадок. В дореволюционном путеводителе она пишется Которостль, в замечательной "Истории города Ярославля" К.Д. Головщикова 1899 - Которость, народное название набережной - Которостная или даже Котроснáя. Большинство догадок - из области так называемой народной этимологии: это когда значение домысливается на основании сходства звучания с каким-либо знакомым словом. Полагают, например, что "Которосль" - от "которая слева" или "Которость" - от "которая есть". Дескать, древние картографы пытались так обозначить место реки по отношению к какой-то знакомой территории - это в первом случае; а во втором - они вначале сомневались, есть ли такая река вообще...
Но более вероятной кажется другая догадка, высказанная в свое время замечательным краеведом и знатоком Ярославля архитектором Ксенией Александровной Соколовой. Он полагала, что название реки ведет свое происхождение от вышедшего теперь из употребления глагола "котораться". В словаре Даля этот глагол означает "кориться, вздорить, враждовать" - словом, "спорить". А надо знать, что Которосль вытекает из озера Неро, но точнее сказать, из озера вытекают две реки - Векса и Устье, которые и соединяются в Которосль. Иногда к этим двум речкам добавляется третья - Гда, отмечает К.Д. Головщиков. То есть речки как бы спорят, которая из них - настоящая Которосль, а какая - приток. Тогда выходит, что Которосль - это "спорная река", то ли Векса, то ли Устье, то ли вовсе Гда. Конечно, и это - всего лишь предположение.
Ни одно из этих предположений не устраивает историка А.Ю. Данилова, который много занимался происхождением названий ярославских рек. Он полагает, что, как и множество других названий, Которосль - слово из языка племени меря, которые жили здесь до прихода славян. Он возводит это слово к мерянскому "извилина, излучина". То есть получается, что Которосль - это "извилистая река", каковой, как мы знаем, она и в самом деле является. Что ж, тоже очень похоже на правду.
В былые века Которосль была важным связующим звеном между Ростовом и Ярославлем. Время это давно прошло, но и сейчас она играет в жизни города заметную роль. Начать с того, что в пойме Которосли у впадения ее в Волгу расположен остров, на котором устроен парк отдыха со всевозможными аттракционами. Самое любопытное, что за этим островом закрепилось народное ироничное название "Даманский" - в память об известном печальном конфликте на советско-китайской границе. Никакой связи между тем и этим островами, конечно, нет.
Во времена, когда на Волге еще не было гигантских плотин, Волга и Которосль разливались и затопляли значительные территории. В частности, вода заливала закоторосльную часть города - там, где сейчас стоит всемирно знаменитый ансамбль церквей в Коровниках.
Через Которосль перекинут мост, связывающий центр с Закоторосльною частью. В тридцатых годах XIX века при устройстве моста была сделана обширная насыпь, а для протока воды построена каменная арка. Построена она была простым крестьянином Емельяном Орловым. В "Ярославских губернских ведомостях" про насыпь и арку писали так:
"Не забыт был строитель арки. Среди народа при освящении всего сооружения городской голова В.С. Соболев от имени общества подарил ему кафтан и шапку, и серый мужичек был вполне счастлив, и забыл думать о своих трудах и заслугах".
В этом месте невольно вспоминается М.Е. Салтыков-Щедрин со своей "Повестью о том, как мужик двух генералов прокормил": после того, как мужик спас двух генералов от голодной смерти, в награду ему дали рюмку водки и пятак серебра...Хорошо знал Михаил Евграфович русские нравы!