Далее: 7.  Ответы Вверх: Учебное пособие Назад: 5.6.  Оценка эффективности социально-психологического

6.  6. Вопросы и задания для самопроверки

1. Методы АСПО получили свое название в результате: а) оценки общего активирующего влияния их на учащихся; б) оценки учащимися своей роли и позиции в учебном процессе; в) сравнительной оценки активности педагогов и учащихся; г) социально-психологических механизмов влияния на уровень активности учебной группы, используемых педагогами, ведущими.

2. Перечислите возможные основания для классификации методов АСПО.

3. Активизирующее влияние игр было доказано а) теоретически; б) в исследованиях отечественных и западных психологов; в) многолетним опытом педагогической деятельности.

4. Целью и задачами дискуссии являются а) развитие познавательной активности участников; б) поиски единственно правильного ответа; в) деидеологизация мышления участников; г) развитие умения слушать выступления оппонентов; д) стимулирование поисковой активности участников; е) формирование командного духа; ж) развитие когнитивных способностей участников; З) повышение степени объективности принимаемых решений.

5. На рисунке представлено несколько вариантов пространственной организации работы группы. Какой из вариантов соответствует а) направленной дискуссии; б) свободной дискуссии; в) дебатам и почему?

\includegraphics{D:/html/work/link1/metod/met110/2.eps}

6. Перечислите приемы активизации работы участников дискуссии, применяемые ведущим на начальном этапе и в случае ослабевания интереса к обсуждаемым вопросам.

7. Сколько команд может участвовать в направленной дискуссии? А) две, б) три, в) пять, г) любое количество.

8. Ведущий дискуссии, проводимой в форме совещания специалистов а) предполагает сохранение ведущим позиции невмешательства, б) требует от ведущего общего руководства дискуссией и подведения ее итогов, в) оставляет за ведущим последнее слово, г) должен обладать осведомленностью во всех вопросах, выносимых на обсуждение участниками.

9. Перечислите отечественный исследователей - специалистов в области разработки и проведения разного рода игр.

10. Игровые методы АСПО а) первыми стали использоваться на практике; б) стали первыми методами активного обучения; в) стали первыми по популярности.

11. Среди функций, выполняемых группой игротехников, выделите те, которые реализуются игротехником проблематизатором, игротехником консультантом, игротехником тренером. А) формирует группы (команды) участников, б) проводит установочную сессию, в) управляет групповой динамикой, г) оказывает необходимую информационную помощь, д) разрешает спорные вопросы, е) задает участникам вопросы, ж) формулирует задания командам, з) дает оценку продуктам групповой работы, и) производит внутрикомандную ротацию, к) стимулирует участников к обсуждению проблемы и принятию группового решения.

12. Приведенные ниже действия можно охарактеризовать как а) методическое оснащение игры, б) алгоритм проведения игры, в) действия по подготовке и организации игры, г) действия, выполняемые игротехниками при проведении рефлексии.

Список действий: 1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. 2) Формирование целей и задач игры с учетом ее темы и исходной ситуации. 3) Разработка структуры игры с учетом ее целей, задач, тематики, проблематики, состава и количества участников. 4) Оценка объективных обстоятельств, того где, как, когда, при каких условиях она будет проводиться, каких предметов и оборудования потребует. 5) Предварительное распределение ролей между участниками игры. 6) Оснащение ведущих игры соответствующим методическим инструментарием. 7) Определение состава и количества игротехников.

13. Ролевые игры а) являются самостоятельный видом АСПО, б) проводятся в структуре социально-психологических тренингов, в) включаются в программу дискуссий?

14. Среди приведенных вариантов выберите правильный ответ. С целью развития нравственных установок и качеств личности участников может проводиться а) психодрама, б) социодрама, в) деловая игра, г) инновационная игра?

15. Какие из видов игр могут проводиться на детях и подростках, а какие только на взрослых: а) ситуационные игры, б) деловые игры, в) проблемно-деловые игры?

16. Установите соответствие между вариантами в правом и левом столбцах

а) один ведущий а) ролевая игра
б) несколько ведущих б) обсуждение профессиональных казусов
в) любой из участников в) проблемно-деловая игра
г) участник, испытывающий тревогу г) Балинтовская группа
д) участник с чувством вины д) социодрама
е) участники специалисты е) совещание специалистов

17. Почему форма игрового обучения не воспринимается всерьез многими заказчиками и специалистами? А) игры не дают эффекта длительного обучения; б) знания и умения, приобретенные в игре, не могут быть перенесены на практику; в) игры и игровое обучение ассоциируются с детством; г) игровое обучение не может быть встроено в классический учебный процесс.

18. Для проведения деловой игры достаточно проведения а) предварительного наблюдения ведущих за работой сотрудников организации; б) собеседования с заказчиками относительно характера и содержания деятельности сотрудников организации; в) психологического анализа деятельности сотрудников организации.

19. Какие задачи может решить ведущим (ведущими) игры, если ее участникам предлагается следующая ситуация: ``Представьте, что ваш звездолет потерпел аварию вовремя посадки на Луну. Двигатели повреждены, и вы не можете покинуть эту планету самостоятельно. Но экипаж и пассажиры живы. На звездолете нет достаточного количества воды и продуктов для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех людей.''. Обоснуйте свой ответ.

20. Та же самая ситуация (см. вопрос 18) предлагается участникам коммуникативного тренинга. Сформулируйте инструкции для участников игровой процедуры а) если вы хотите акцентировать их внимание на умении вырабатывать командное решение, б) на умении принимать на себя ответственность за других.

21. Сформулируйте вопросы к участникам поведенческого тренинга, предлагаемые им ведущим по завершению выполнения какого-либо упражнения, процедуры.

22. Приведенные ниже качества разбейте на две группы как соответствующие требованиям к компетентности ведущего дискуссии (а) и ведущего тренинга (б). толерантность, эмоциональна

Авторитетность, требовательность к себе и другим, ответственность, я уравновешенность, личностная зрелость, критичность, гибкость, умение настоять на своем, культура речи, умение выражать свои мыли по-разному, креативность.

23. По ходу личностно ориентированного тренинга возникает ситуация, когда кому-либо из участников становится плохо. Выберите один из вариантов действия ведущего в сложившейся ситуации и обоснуйте свой выбор. А) Вы окажите человеку первую медицинскую помощь и предложите ему продолжить работу с группой. Б) Вы передадите заботу об этом человеке своему помощнику и продолжите работу с группой по программе тренинга. В) Вы сделаете этого участника и его состояние предметом обсуждения в группе в соответствии с принципом ``здесь и теперь''. Г) Вы предложите участнику самому решать вопрос о необходимости медицинской помощи и дальнейших действиях. Д) Вы постараетесь отвлечь внимание членов группы от этого человека с тем, чтобы он мог прийти в себя и вернуться к работе.

24. Почему процесс подготовки ведущих тренингов не может быть чисто теоретическим?

25. Какие из приведенных ниже компонентов относятся к психодраме (а), а какие к тренингу коммуникативной компетентности (б): ролевая игра, межличностная, конфликтная ситуация, спонтанность, ``теле'', ``скрытые'' правила, реальные ролевые прототипы, этические и служебные правила поведения, катарсис, ролевые характеристики, инсайт, должностные инструкции, эмпатия.

26. По каким признакам можно оценить эффективность АСПО, построенного на использовании тренинговых технологий?

27. Для каких рейтинговых методов АСПО требуется формирование и работа экспертной группы? А) рейтингов эффективности, б) рейтингов популярности, в) всех рейтинговых методов.

28. Рейтинговые методы используются в случае а) снижения учебной мотивации участников; б) необходимости поддержать атмосферу конкурентной борьбы; в) недостаточной готовности участников к выполнению своих служебных обязанностей; г) неуверенности участников в собственных силах.

29. При проведении организационно деятельностной игры ведущими могут использоваться а) дискуссионные приемы и технологии, б) тренинговые приемы и технологии, в) рейтинговые приемы и технологии.

30. Перечислите основные принципы АСПО.

31. Признаками обучения, построенного на использовании приемов и техник активного социально-психологического обучения являются: а) непрерывный контроль, б) спонтанность, в) проблемность, г) адекватность, д) взаимомотивация, е) взаимообучение, ж) индивидуализация, з) авторитарная позиция преподавателя.

32. Может ли упражнение ``слепой и поводырь'' быть положено в основу обучения и развития а) доверительных отношений, б) эмпатии, в) скорости реагирования, г) социальной сензитивности, д) ответственности участников?

33. Оцените степень развития у себя качеств ведущего а) дискуссионных методов, б) игровых методов, в) рейтинговых методов, т) тренинговых методов АСПО по 10-ти балльной системе. Какие качества и умении требуют дальнейшего развития и совершенствования? Составьте индивидуальный план или программу их развития.


Далее: 7.  Ответы Вверх: Учебное пособие Назад: 5.6.  Оценка эффективности социально-психологического

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
02.12.2009