Далее: Тема 3. Культ в Вверх: Раздел III. Ислам Назад: Тема 1. Возникновение и

Тема 2. Вероучение ислама

При рассмотрении данного вопроса следует исходить из той предпосылки, что Ислам (с точки зрения эволюции монотеизма) -- последний завет Аллаха. Последователи ислама -- правоверные, представители других вероисповеданий -- неверные. Тем не менее, следует обратить особое внимание на иудеев, христиан, ханифитов. Это люди Писания (Аль Китаб). Устройство мира и происхождение человека в Коране. Небо, звезды, созвездие Весов и другие знаки зодиака, земля, мир растений и животных. Ангелы, джинны и люди. Отпадение Иблиса. Создание человека из сгустка крови и глины. Роль человека в мире. Основные догматы мусульманского учения во многом схожи с вероучительными основами других монотеистических религий (в частности, с христианством). Вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, управляет миром единолично. Благочестие перед Аллахом - покорность, как главная добродетель в мусульманстве. Сура 112 "Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим" -- "во имя Аллаха милостивого, милосердного". Вера в святость Корана. Коран -- божественное откровение. Вечность и несотворимость Корана. Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Посланники Аллаха -- Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус). Мухаммед -- последний пророк, несущий последнее предупреждение. Вера в ангелов и демонов. Ангел -- бестелесное существо, вестник Аллаха (Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил). Джабраил -- передает божественные повеления. Исрафил -- ангел Судного дня. Азраил -- ангел смерти. Накир и Мункар -- ангелы смерти, производят предварительный допрос. Ридван -- страж рая, Малик -- страж ада. Иблис (шайтан) -- проклятый Аллахом ангел. Два ангела хранителя у каждого человека, записывающие дурные и хорошие поступки. Вера в божественное предопредление. Все происходит по воле Аллаха. Каждому человеку предначертана судьба, которая неотвратима. Смерть -- божественное предначертание. Вера в рай и ад. Следует отметить образность восприятия мусульманами запредельных реальностей. Рай -- чудесный оазис с прохладной и чистой водой, зеленью и фруктами. Гурии -- девы с черными глазами, шелковистыми волосами, с нежной белой кожей, обитающие в раю. Ад - семь кругов. Муки ада бесконечны. Мост Сират -- дорога в рай, мост толщиной в волос, острый, как лезвие меча. Мухаммед -- заступник перед Аллахом. Обращаем внимание на материально-предметный акцент представлений о "будущей жизни", отсутствие обещаний духовного блаженства. Вера в бессмертие души и Страшный суд. Представление о душе -- основа эсхатологических пророчество: 40 дней царства Даджжала (Антихриста); явление Махди (мессии); Страшный суд. После изучения основ догматики следует перейти к характеристике вероучительных и богослужебных книг. Коран (араб. кур-ан -- чтение). Коран как религиозный текст. Коран как художественный текст. Коран как магический текст. Коран как пророческий текст. Коран как результат индивидуального исторического и мистического опыта одной личности. Отношение к Мухаммеду и Корану в средневековой европейской традиции до XVI в. Коран в европейской и русской арабистике XVII-XX вв. Традиция переводов Корана на русский язык (Богуславский, Саблуков, Крачковский, Шумовский, Порохова). Хронология, структура и особенности поэтики Корана. Основные структурные единицы Корана -- аят и сура, их символика. 114 сур. Общее количество аятов в Коране. Открывающая сура (аль фатиха). Порядок следования сур от длинных к коротким. Необходимо строго различать мекканские и мединские суры: мекканские суры как мистико-профетические; мединские суры как законотворческие и государствоустроительные. Образ Мухаммеда в Коране: великий пророк, создатель нового государства, мудрый судья. В исследовательской литературе существует два способа прочтения Корана: Коран как внутренний диалог между Творцом и пророком, транслируемый во внешний мир; и Коран как внешний диалог между пророком и неверующими, выражающий двойную миссию пророка -- предостережение и благовествование. Традиция тафсира -- толкования. Без раскрытия судьбы Корана в истории исламского мира невозможно полностью ее освоить. Редакция Корана при халифе Абу Бакре. Окончательное оформление при халифе Османе. Появление "мусульманских наук", возникших из толкования коранических текстов. Коран в религиозной практике: изучение арабского языка и развитие просвещения на неарабском мусульманском Востоке. Коран в художественной культуре: орнаментика, образы поэзии, опора философско-риторических построений. Сунна (араб. -- обычай, пример) -- правила регламентации жизни мусульман, пути регулирования исламской веры и практики, сформулированные в хадисах. Хадисы -- высказывания и поступки Мухаммеда. 6 сборников Сунны: Аль Джами ас Сахих (Достоверный сборник), составленный аль Бухари; Аль Джами ас Сахих -- Муслима ан Нашапури; Суннан -- ибн Маджа; Суннан -- Абу Дауда ас Сиджистани; Аль Джами аль Кабир -- большой сборник Мухаммеда ат Тирмизи; Суннан -- ан Нисан. Сборник Аль Джами ас Сахих -- вторая по значимости вероучительная книга в исламе (7250 хадисов).


Далее: Тема 3. Культ в Вверх: Раздел III. Ислам Назад: Тема 1. Возникновение и

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-18