Далее: Тема 3. Католичество Вверх: Раздел II. Христианство Назад: Тема 1. Эволюция христианства

Тема 2. Православие

Православие является традиционной российской христианской конфессией, стержнем культуры русского и многих других народов, населяющих нашу страну. Полагаем, что знание основ православия необходимо не только верующим людям, но и всем, кто живет вместе с православными людьми, кому небезразлична культура православных народов. Среди православных считается, что основание называться православными христианами -- веровать как изложено в Символе Веры, принадлежать к основанной Христом "Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая под руководством Духа Святого правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа", т. е. принадлежать к православной церкви. Предлагаем вам запомнить кредо человека, считающего себя православным христианином.

Символ Веры. Верую во единаго Бога Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца, рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писаниемь. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Символ Веры подразделяют на двенадцать членов, в каждом из которых содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры. Пояснения к каждой части Символа Веры можно найти в учебниках "Закона Божьего".

Желательно, как минимум, твердо знать три молитвы: "Отче Наш" (Молитва Господня), "Символ Веры" и "Богородица, Дево, радуйся" (Песнь Пресвятой Богородице). После того, как Вы познакомитесь с интересующими вас вопросами православия, рекомендуем перейти к изучению некоторых аспектов вероучения, сформулированных на Вселенских Соборах. Оценить роль Вселенских Соборов в формировании вероучения православия. Никейский первый Вселенский Собор (325 г.) -- осудил арианство; утвердил догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом; кратко изложил истинное учение в первых семи членах Символа Веры; постановил праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния; определил священникам быть женатыми и принял другие правила. Второй Константинопольский Вселенский Собор (381 г.) утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил Никейский символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Третий Вселенский собор проходил в г. Эфесе в 431 г. Он осудил ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств (Божественного и человеческого). Собор определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию -- Богородицею. Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в городе Халкидон. Здесь было отвергнуто лжеучение Евтихия (монофизита) и определено истинное учение Церкви в этом вопросе (Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и подобен нам во всем, кроме греха). При воплощении Божество и человечество соединились в Нем неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). Пятый Вселенский Собор проходил в 553 г. в Константинополе. Собор осудил сочинения трех учителей сирийской церкви и снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. Шестой Вселенский Собор, созванный в Константинополе в 680 г., осудил ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества и соответственно две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна его воле Божественной. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна руководствоваться. Дополненные правилами седьмого Вселенского и еще двух Поместных соборов, они составили "Номоканон" (Кормчую Книгу), который и является основанием церковного управления православной церкви. На этом соборе были осуждены некоторые нововведения Римской церкви: принуждение к безбрачию священников и дьяконов, строгие посты в субботы Великого Поста и изображение Христа в виде агнца. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в Никее. Собор осудил иконоборческую ересь и определил: полагать и поставлять в храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божьей матери и Святым, на них изображенным.

От вероучения, догматики неотделима обрядовая сторона православия. Ниже в предельно сжатом, схематичном виде будут представлены требующие вашего внимания составляющие культа и религиозного сознания православных христиан.

Молитвы: а) Славословие (прославление Бога); б) Благодарение (благодарность Богу за Его благодеяния); в) Прошение (просьба к Богу о своих нуждах). Крестное знамение. Священнослужители: существует три степени священнослужителей: низшая (первая) -- диакон (диакон, протодиакон, архидиакон; в монашестве - иеродиакон, архидиакон); средняя (вторая) -- пресвитер (священник, протоиерей, протопресвитер; в монашестве -- иеромонах, игумен, архимандрит); высшая (третья) -- епископ (викарный епископ, правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх). Благословение священника. Священные одежды священнослужителей: саккос и омофор; фелонь, епитрахиль и поручи; стихарь с орарем. Храм: символика храма, три основные зоны храма (притвор, собственно храм и алтарь), иконостас, солея, амвон, клиросы, аналой, паперть. Архитектура православных храмов. Икона (символизм иконы, Христос, Богородица и святые в иконографии). Ангелы, которые разделяются на три иерархии: первая иерархия -- серафимы, херувимы, престолы; вторая иерархия -- господства, силы, власти; третья иерархия -- начала, архангелы, ангелы. Святые люди: пророки, апостолы, мученики (христиане, принявшие мучения за веру), исповедники (если после перенесенных мучений, мученики скончались мирно, то их называют исповедниками), священномученики (священнослужители или архиереи, т. е. священнослужители высшей степени христианской церковной иерархии -- епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), принявшие мучения за веру), равноапостольные (деятели церкви, по своим заслугам в деле распространения и утверждения веры равные апостолам), святители (архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью), преподобные (монахи, угодившие Богу своей праведной жизнью), преподобномученики (преподобные, претерпевшие мучения за веру), бессеребренники (те, кто служил людям безвозмездным врачеванием), праведные (праведники, жившие в миру). Юродство ради Христа. Богослужение: язык богослужений, суточный круг богослужений, недельный круг богослужений, годовой круг богослужений, богослужебные книги, ектеньи, всенощное бдение (вечерня, утреня), литургия (проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных). Таинства как священнодействия, через которые на верующего нисходит благодать Божия: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование. Праздники: Пасха -- главный праздник православных (правило определения даты праздника). Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы -- 8 (21) сентября; Введение Пресвятой Богородицы во храм -- 21 ноября (4 декабря); Благовещение -- 25 марта (7 апреля); Рождество Христово -- 25 декабря (7 января); Крещение Господне -- 6 (19) января; Сретение Господне -- 2 (15) февраля; Преображение Господне -- 6 (19) августа; Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи); Вознесение Господне (в сороковой день после Пасхи); Пресвятая Троица (Пятидесятница) -- (в пятидесятый день после Пасхи); Воздвижение Креста Господня -- 14 (27) сентября; Успение Пресвятой Богородицы -- 15 (28) августа. Великие праздники: Обрезание Господне -- 1 (14) января; Покров Пресвятой Богородицы -- 1 (14) октября; Рождество Иоанна Предтечи -- 24 июня (7 июля); День святых апостолов Петра и Павла -- 29 июня (12 июля); Усекновение главы Пророка Иоанна Предтечи -- 29 августа (11 сентября). Посты: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост. Монашество и монастыри. Церковная и духовная музыка: особенности церковного песнопения; колокольный звон.

В завершение знакомства с культурным феноменом православия в целом мы предлагаем уделить внимание вопросу организации системы православных церквей и управления ими. Существуют автокефальные православные церкви: общими являются вероучение и культ, но сохраняется каноническая самостоятельность (каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам). Константинопольский патриарх считается вселенским, но это понимается только как "первый среди равных" -- православие не имеет единого центра управления, подобного Ватикану. Главы автокефальных церквей -- патриархи (архиепископы, митрополиты) избираются поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Имеются автономные церкви, степень самостоятельности которых оговаривается соглашением с предоставившей ей автономию автокефальной церковью. Иерархический принцип управления. Все духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

Вот уже более чем 1000 лет тому назад Русь была обращена в православную веру, которую сохранила и поныне. Все эти годы православная церковь в лице ее лучших представителей была вместе с народом, разделяла с ним страдания и радости, поддерживала его духовно и материально. История русской православной церкви, к изучению которой мы предлагаем вам приступить, неотделима от истории Руси. Просим вас рассматривать последнее утверждение как необходимое методическое правило: а именно подходить к изучению русской церкви с непременным учетом конкретно исторических условий ее развития, с максимальной осторожностью пользоваться абстрагированием, рассматривать историю русской церкви в контексте истории русского народа (а при наличии определенной убежденности -- и наоборот -- рассматривать историю русского народа сквозь призму истории русской церкви). Предлагая вашему вниманию следующие вопросы, подчеркиваем, что каждый из них обладает глубоким содержанием и может быть раскрыт вами в соответствующей форме (устной или письменной, развернутой или конспективной).

Язычество на Руси в древнейшее время и черты дохристианского быта славян. Отношения славян и Византии. Значение миссий святых братьев Кирилла и Мефодия для судеб Руси. Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Историческая необходимость и свобода выбора -- "Повесть временных лет" об "испытании вер". Крещение Руси (988 г.). Влияние церкви на гражданский быт и просвещение. Борис и Глеб -- первые русские святые. Появление первых монастырей -- Антоний и Феодосий Печерские. Русская православная Церковь как единственная объединяющая сила в период феодальной раздробленности Руси. Церковь в эпоху татарского завоевания. Святой князь Александр Невский -- значение его ратных побед и политической деятельности для духовной жизни Руси. Церковь в эпоху роста великого княжества Московского и объединение Руси. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Жития великого князя Дмитрия Ивановича и Преподобного Андрея Рублева. Успехи монастырской колонизации. 1439 г. -- Флорентийская уния и новый порядок поставления русских митрополитов. Нестяжатели и иосифляне. Ересь "жидовствующих". Решения Стоглавого Собора. Историософская доктрина "Москва -- третий Рим". Поставление в патриархи московские и всея Руси Иова -- первого русского патриарха. Церковная реформа патриарха Никона и раскол церкви. Два направления (толка) старообрядчества: поповцы и беспоповщинские организации. Синодальный период в истории Русской церкви: реформаторская деятельность Петра Великого: идеал "Святой Руси" и Российская империя, секуляризация церковных имуществ, Духовный регламент 1721 г., секулярные процессы в русском образованном обществе: идеология просветительства и масонство, социальное положение приходского духовенства, миссионерская деятельность и положение униатской церкви, сектантство (филипповцы, бегуны, хлысты, скопцы, духоборы, молокане). Духовные центры и светочи русского православия: Саровская пустынь -- обитель Серафима Саровского, Оптина пустынь и история русского старчества, жизнь и деятельность отца Иоанна Кронштадтского. Советский период в истории Русской церкви: восстановление патриаршества, захват власти большевиками и их антирелигиозная политика (репрессии против священников и верующих, закрытие храмов, монастырей, уничтожение православных святынь, значение декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", обновленческое движение, использование борьбы с голодом для очередного наступления против церкви). "Декларация митрополита Сергия". Образование и история Русской православной церкви (зарубежной или карловацкой) и Истинной (катакомбной) православной церкви. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Новое атеистическое наступление времен "хрущевской оттепели". РПЦ в 70-е -- 80-е гг. XX века. Церковь в современной России: изменение отношения политической власти к церкви, принцип "свободы совести" -- от деклараций к реальному осуществлению. Предлагаем вам подумать над такими проблемами: "Как должны строиться отношения между церковью и сферой образования?", "Является ли современная РПЦ союзницей науки?", "Должны ли организации культуры (музеи, картинные галереи) возвращать церкви ранее принадлежавшие ей ценности?". Социальная доктрина РПЦ. Взаимоотношения РПЦ с другими религиозными конфессиями. История религии является комплексной отраслью знания, использующей данные многих наук (истории, философии, психологии и т. д.) для формирования целостной картины изучаемой религиозной действительности. Полагаем, что, завершая изучение темы "История Русской церкви", далеко не лишним было бы обратиться к материалу одной из спутниц и помощниц истории религии -- к истории философии, а именно к интеллектуальному богатству русской религиозной философии. Предлагаем вам обратить внимание на такие направления русской православной философии, как "Академическая философия", "Метафизика всеединства", "Новое религиозное сознание" и больше узнать о таких мыслителях, как Г.С. Сковорода, Ф.А. Голубинский, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский.


Далее: Тема 3. Католичество Вверх: Раздел II. Христианство Назад: Тема 1. Эволюция христианства

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-18