Далее: Тема 4. Протестантизм Вверх: Раздел II. Христианство Назад: Тема 2. Православие

Тема 3. Католичество

Прежде чем перейти к изучению новой темы, следует повторить тему "Эволюция христианства". Напомним вам, что формальное разделение христианской церкви на Восточную и Западную произошло в 1054 г., следовательно, десять веков единой истории связывают церкви-сестры, но, увы, и десять веков соперничества, временами даже вражды их разделяют.

Предлагаем вам начать изучение темы с вопроса о пребывании и деятельности святого апостола Петра в Риме, далее рассмотреть такие вопросы: общение в единой древней церкви (pax et communio - Евхаристия как знак реальной связи, "письма мира" -- древние удостоверения личности христиан); авторитетность римской общины и идея апостольского преемства (примат ап. Петра) -- Папа Бонифаций I (418-422 гг.) первый провозгласил, что Рим является главой всех церквей; нецентрализованный, соборный характер устройства Вселенской церкви; послание IV Вселенского Собора Папе и 28-е правило того же Собора (мнение Восточной церкви о складывании церковной организации естественным образом, т. е. под влиянием политических, географических и этнических факторов и догматический подход Льва Великого к вопросу организации церкви как целого); идея блаженного Августина о "граде Небесном" как обоснование теократии. Распространение христианства в Европе: обращение франков в христианство, городское, сельское духовенство и монашество; понтификат Григория Великого (590-604 гг.): христианизация Англии, обращение лангобардов, распространение христианства в Германии (деятельность святого Бонифация); святость королевской власти: помазание на царство Пипина и начало династии каролингов; основание папского государства (754-756 гг.); деятельность Карла Великого как "защитника общины Божьей". Переход политической и религиозной власти в руки пап: Людовик Благочестивый и вступление папства на политическую арену (833 г.); насилия, интриги и иные злоупотребления у Святейшего Престола; германские императоры и папство. Влияние Западной церкви на феодальную систему и феодальной системы на церковь: смягчение нравов, перемирие Божье, участие в формировании этики рыцарства, симония -- покупка церковных должностей (например, претенденты на сан епископа или место аббата платили деньги), влияние могущественных феодалов на назначения епископов и аббатов. Декрет 1059 г. об избрании пап; деятельность папы Григория VII (1073-1085 гг.): установление целибата и удар по светской инвеституре (инвеститура -- от лат. Investio -- облачаю, это средневековая католическая церемония утверждения духовного лица в должности и сане епископа или аббата); обеспечение независимого от светских людей избрания пап, конфликт между Генрихом IV и Григорием VII (Каносса, антипапа Климент III ), учение "о двух мечах" (и духовная, и светская власть должна быть в руках папы); борьба германских императоров и римских пап: поражения Фридриха Барбароссы (1152-1190 гг.) и Фридриха II (1218-1250 гг.), торжество папской теократии, авиньонское пленение (1309-1377 гг.). Западное монашество: Бенедикт и его устав, клюнийское движение, Цистерцианская конгрегация, Франциск Ассизский, Доминиканский орден. Крестовые походы. Крестоносцы и Русь. Рыцарские ордена: иоанниты, тевтонский орден, тамплиеры. Еретические и сектантские движения в Западной церкви: арнольдисты, альбигойцы, бегины и беггарды (учения Амальрика Бенского и Иоахима из Флоры), катары. Инквизиция (от лат. Inquisitio -- розыск) -- трибунал католической церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересью. Полагаем, что особо внимательного рассмотрения заслуживает вопрос о Брестской церковной унии (1596 г.) и судьбах Белорусской и Украинской греко-католических церквей. Далее предлагаем вновь вернуться к основному потоку исторических событий, связанных с судьбой католической церкви, и обратиться к вопросам: а) подготовка реформации: учение и деятельность Яна Гуса, табориты; б) реформация (последние вопросы следует детально рассмотреть в следующей теме -- "Протестантизм", здесь же возможно ограничиться лишь упоминанием об этом религиозно-социальном движении); в) Контрреформация: предание нового статуса инквизиции, появление новых монашеских орденов (иезуитов, кармелитов, урсулинок и т. д.), решения Тридентского собора (1545-1563 гг.), индекс запрещенных книг (1559 г.). Естественно, что в разных странах Европы фактическое осуществление политики, опирающейся на идеи контрреформации, существенно различалось: в одних из этих стран движение контрреформации в силу ряда причин потерпело неудачу, в других странах привело к положительным для католической церкви результатам. В качестве примера в целом положительного результата контрреформации предлагаем вам рассмотреть вопрос о религиозных (гугенотских) войнах во Франции второй половины XVI века. Здесь имеет смысл обратить внимание на следующие особенности политико-религиозного положения Франции и события ее истории: политическое единство страны и вольности галликанской церкви, обеспечивающие Франции значительную независимость от папского престола; убийства в Васси как повод к войне (далее в течение 30-ти лет было 10 войн между католиками и гугенотами); 24 августа 1572 г. -- Варфоломеевская ночь; образование протестантской Федерации и католических Лиг; период междуцарствия (династия Валуа пресеклась, а Бурбонов -- еще не установилась) как самое тяжелое пятилетие гражданских войн; Нантский эдикт 1598 г.; Франция при Ришелье -- взятие Ла-Рошель и ликвидация последних очагов сопротивления гугенотов. 1685 г. -- полная отмена Нантского эдикта. Несмотря на определенные успехи контрреформации и миссионерской деятельности, католическая церковь неуклонно утрачивала свое былое влияние в Европе. Наряду с социальными, политическими причинами, сама идейная атмосфера начала Нового времени предполагала, что обмирщение культуры будет нарастать. В связи с вышесказанным мы полагаем необходимым продумать следующий вопрос -- рационализм, эмпиризм, идеи Просвещения как течения европейской мысли, способствовавшие постепенной секуляризации общественного сознания. Вслед за рассмотрением данного идеологического вопроса предлагаем вновь вернуться к исторической канве событий и обратить внимание на следующие моменты: влияние Великой Французской Буржуазной революции и международной политики Наполеона на положение католической церкви; присоединение Рима и Церковной области к итальянскому государству в 1870г.; "римский вопрос" -- конфликт между Ватиканом и итальянским государством; Латеранский договор 1929 г.; Второй Ватиканский собор (1962-1965 гг.) -- обновленческое движение (аджорнаменто). Католическая церковь в XXI веке: проблемы и перспективы. Экскурс в историю Западной церкви мы предлагаем завершить кратким обзором философских изысканий католицизма. Католическая философия может быть представлена традиционной средневековой схоластикой, с характерными чертами которой вы уже знакомы из курса философии (постарайтесь вспомнить учения Эригены, Абеляра, Фомы Аквинского), а также такими её современными направлениями, как неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм.

При изучении вопроса об особенностях вероучения, культа и церковной организации прежде всего обратите внимание на следующие их особенности: католицизм -- самое крупное направление в христианстве (хотим привлечь ваше внимании к карте "Религии мира", вариант последней вы можете найти в "Настольной книге атеиста"); основой вероучения признается Священное Писание (Вульгата) и Священное Предание; правом толкования Библии наделено только духовенство; Священное Предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам; учение об "излишке добрых дел" и практика индульгенций. Догматические отличия: filioque, догмат о чистилище, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, догмат о телесном вознесении Богоматери, догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали. Обрядовые отличия: в католицизме как и в православии признается семь таинств, но крещение проводится путем обливания водой; миропомазание (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилетнего возраста; таинство евхаристии совершается на пресном хлебе, при этом до относительно недавнего времени только духовенство могло причащаться хлебом и вином, миряне -- только хлебом; богослужение совершалось только на латинском языке (Второй Ватиканский собор (1962-1965 гг.) разрешил службу и на национальных языках); использование всех видов искусства для воздействия на чувства и сознание верующих; целибат (католическое духовенство принимает обет безбрачия). Структура католической церкви: главой католической церкви является папа римский, избираемый пожизненно на заседании конклава кардиналов. Центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане (обратите внимание на то, что Ватикан является суверенным теократическим государством). Центральный административный аппарат католической церкви -- римская курия, состоящая из конгрегаций, секретариатов, канцелярий, трибуналов. Совещательным голосом обладает синод, созываемый один раз в три года. Отметим, что католическую церковь отличает активная социальная политика. Имеет смысл обратить внимание на такие ее аспекты, вопросы: задачи "теологии земных реальностей", католическая церковь и образование, особенности католического клерикализма новейшего времени.


Далее: Тема 4. Протестантизм Вверх: Раздел II. Христианство Назад: Тема 2. Православие

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-18