Далее: Бещев Б.П. Вверх: Список ссылок Назад: М.А. Балакирев.


П.Д. Барановский.

Гордость российского реставрационного дела, беззаветный защитник памятников старины, узник ГУЛАГа и верный друг Ярославля. Как ярко выразилась известная ярославская журналистка Т.В. Егорова, если из гоголевской шинели, как мы знаем, выросла вся русская литература, из старенького плаща П.Д. Барановского, который он носил чуть ли не всю жизнь, выросла российская реставрация. Недаром этот плащ стал главным экспонатом выставки, посвященной ста десятилетию со дня рождения Петра Дмитриевича.

Жизнь Барановского была, без преувеличения, настоящим подвигом. Он создал уникальную методику восстановления разрушенных памятников, сам их восстанавливал, и сам мог видеть, как взрывают то, что он с таким тщанием восстановил. То, что сделал Барановский для Ярославля, переоценить нельзя. Он создал целую школу ярославских реставраторов, и сейчас у нас работают его ученики.

А ведь его деятельность в нашем городе - только часть того, за что ему будут благодарны еще и наши потомки. Вот краткий список его свершений из статьи Т.В. Егоровой:

"Он исследовал древнейший храм на Перуновом холме в Киеве, воссоздал полный тайн и загадок Пятницкий собор в Чернигове, храм XII века в Смоленске, встал на защиту и спас уже приговоренный к сносу храм Василия Блаженного в Москве, создал первый в стране музей архитектуры под открытым небом "Коломенское" и перевез туда из-под Архангельска рубленый дом Петра I......Имя его уже вписано в историю всей русской культуры".

Вот как выглядели лучшие ярославские памятники перед тем, как за них принялась Ярославская реставрационная комиссия и ее фактический организатор П.Д. Барановский. Он писал тогда:

...во время бомбардировки и произошедшего от нее пожара много ценнейших памятников русского зодчества XVII века понесло такие сильные повреждения, что восстановить их в прежнем виде будет стоить громадных усилий и средств...Спешить с этой работой необходимо, так как некоторые памятники имеют повреждения в конструктивных частях и непринятие экстренных мер грозит им полным разрушением...По дивным стенописям вот уже несколько дней течет дождевая вода, разрушающая их; своды также промокают...Особенно сильно от обстрела пострадали храмы Петра и Павла, Николы Мокрого, Богоявления и постройки Спасского монастыря".

Так что первое, с чего начал Барановский свою борьбу за спасение ярославских памятников - двенадцать больших кусков брезента. Чтобы их получить, он обращался в Наркомпрос, Наркомпрос - в Военвед...Может быть, стоило говорить не только о плаще Барановского, но и об этих кусках брезента, из-под которых, как из-под плаща фокусника, вышел тот Ярославль, которым мы восхищаемся сегодня. За десять последующих лет с помощью Барановского было восстановлено около двух десятков зданий.

"Церковь Петра и Павла", упомянутая в записке Барановского - это о той, что стояла на Волжском берегу как раз там, где теперь проходит автомобильный мост. Ее и много других поврежденных храмов любовно восстановили Барановский с коллегами. Они же потом могли видеть, как церковь Петра и Павла взлетела на воздух...Боже, прости богоборцам, не ведают бо, что творят... См. Стенописи Петропавловской церкви.


Далее: Бещев Б.П. Вверх: Список ссылок Назад: М.А. Балакирев.

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
28.12.2007