Далее: Тема 5. Немецкая классическая Вверх: Методические рекомендации Назад: Тема 3. Философия Средних

Тема 4. Философия Нового времени

Социально-экономические и культурные предпосылки становления философии Нового времени. Роль научной революции XVII века в становлении философии Нового времени. Философское учение Ф. Бэкона. Рационализм в философии - Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Эмпиризм в философии - Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Философия Просвещения во Франции XVIII века: основные идеи великих французских просветителей: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье


Вопросы к теме

  1. Почему философию Нового времени называют гносеоцентричной?

  2. Можно ли назвать механику и математику факторами нового миропонимания?

  3. На какой метод, считал Ф. Бэкон, должно опираться опытное познание природы?

  4. В чем суть концепции ``общественного договора'' Т. Гоббса?

  5. Разъясните какую роль в своем рационалистическом учении Р. Декарт отводит: радикальному сомнению, врожденным идеям, универсальному методу?

  6. Почему учение Б. Спинозы о Боге и природе можно назвать пантеистическим?

  7. В чем заключается принцип сенсуализма Д. Локка? В чем суть его учения о первичных и вторичных качествах?

  8. Докажите, что в вопросе о субстанции Г.В. Лейбниц был плюралистом.

  9. Есть ли существенное отличие скептицизма Р. Декарта от скептицизма Д. Юма?

  10. Какова сущность просветительского движения в философии XVIII века?


Тестовые задания к теме:

  1. Эмпиризм - это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является:

    a. Эксперимент;

    b. Чувственное восприятие;

    c. Разум;

    d. Общение между людьми.

  2. Согласно теории общественного договора Т. Гоббса, государство возникает:

    a. Случайно;

    b. Как результат Божественного управления;

    c. Благодаря действию объективных законов истории;

    d. В результате соглашения между людьми.

  3. Согласно Спинозе, субстанция, лежащая в основе бытия:

    a. Не существует;

    b. Духовна, обладает мышлением;

    c. Материальна, обладает протяженностью;

    d. Обладает свойствами мышления и протяженности.

  4. Утверждение ``Мыслю, следовательно, существую'' принадлежит:

    a. Бэкону Фр.;

    b. Локку Дж.;

    c. Декарту Р.;

    d. Гоббсу Т.


Литература:

  1. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. М., 1969.

  2. Ахутин А.В. Понятие природы и античности в новое время (``фюзис'' и ``натура''). М., 1990.

  3. Бэкон Ф. Новый Органон: Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1978.

  4. Вейрцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. М., 1976.

  5. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2-х т. Т.1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000.

  6. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

  7. Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. СПб., 2000.

  8. Декарт Р. Рассуждение о методе: Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1989.

  9. Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. М., 1991.

  10. Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.

  11. История философии. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. Р.-на-Д., 1999.

  12. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

  13. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

  14. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.

  15. Лейбниц Г. Монадология: Соч. Т.1. М., 1982.

  16. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1986.

  17. Момджан Х.И. Французское просвещение XVIII в. М., 1983.

  18. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII - XVIII в.в. М., 1969.

  19. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1973.

  20. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1987.

  21. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или апология механицизма. СПб., 1998.

  22. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3: Новое время: (От Леонардо до Канта). СПб., 1996.

  23. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1989.

  24. Соколов В.В. Спиноза. М., 1973.

  25. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957.

  26. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.

  27. Юров С.В. Дж. Беркли и проблема солипсизма // Вопросы философии. 1997. №6.


Далее: Тема 5. Немецкая классическая Вверх: Методические рекомендации Назад: Тема 3. Философия Средних

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-02-06