Далее: Тема 6. Западноевропейская философия
Вверх: Методические рекомендации
Назад: Тема 4. Философия Нового
Докритический и критический периоды в творчестве И. Канта.
Учение о познании: чувственность, рассудок, разум. Понятие ``вещи
в себе''. Антиномии разума. Этика долженствования. Категорический
императив и понятие свободы.
Проблема тождества бытия и мышления в философии Г.Гегеля. Ступени
развития абсолютной идеи: логика, философия природы, философия
духа. Диалектический метод Гегеля: законы и категории диалектики.
Философия истории Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критический анализ
идеализма и религии. Этика Фейербаха.
Вопросы к теме:
- Какие периоды выделяют в творчестве И. Канта?
- Объясните, что обозначают понятия ``вещь в себе'' и ``вещь для нас''?
- Можно ли заключить, что пространство и время рассматриваются Кантом в
качестве субъективных априорных форм чувственного опыта?
- Каковы, по мнению Канта, роли рассудка и разума в познавательной
деятельности?
- Почему учение Канта о нравственности называют этикой долга?
- Принимал ли Г. Гегель кантовское учение о ``вещах в себе'' и почему?
- Какие три ступени проходит в своем развитии абсолютная идея?
- Что вы можете рассказать о диалектическом методе Г.Гегеля?
- В чем Гегель видел критерий исторического прогресса и ``хитрость мирового
разума''?
- В чем сущность религии по мнению Л. Фейербаха?
Тестовые задания к теме:
- И. Кант считает, что моральный закон:
a. Усваивается в процессе воспитания;
b. Имеет априорный характер;
c. Навязывается человеку культурой;
d. Случаен, меняется в каждую эпоху.
- И. Кант выделил:
a. Сферу сознания и сферу бессознательного;
b. Мир явлений и мир вещей в себе;
c. Духовное и материальное;
d. Рациональное и иррациональное.
- Фейербах разработал этику:
a. Разумного эгоизма;
b. Аскетизма;
c. Самоотречения;
d. Наслаждения.
- По мнению Гегеля, вся история человечества представляет собой процесс:
a. Развития человеческой деятельности;
b. Активной самостоятельной деятельности людей;
c. Совершенствования материального производства;
d. Внешнего обнаружения мирового духа.
Литература:
- Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1980.
- Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии
- Гегеля. М., 1995.
- Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1967.
- Виндельбанд В. История новой философии. В 2 т. М., 2000.
- Гайденко П.П. Проблемы времени у Канта: время как априорная форма
чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии.
2003. №9.
- Гегель. Наука логики. М., 1970-1972.
- Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993.
- Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1975.
- Гулыга А.В. Гегель. М., 1970.
- Гулыга А.В. Кант. М., 1981.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.,
1994.
- Кант И. Критика чистого разума / Соч. Т.1. Т.4. М., 1965.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. Ч.1.
М., 1968.
- Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Кузнецов Г.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII -
первой половины XIX века. М., 1989.
- Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к ``Науке логики''. М., 1984.
- Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979.
- Петякшева Н.И. Этика долга Иммануила Канта // Дидакт. 1996. №4.
- Рассел Б. История западной философии. СПб. 2001.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,
1995. Т.3.
- Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.
- Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1974.
- Философия Канта и современность. М., 1984.
- Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.
Далее: Тема 6. Западноевропейская философия
Вверх: Методические рекомендации
Назад: Тема 4. Философия Нового
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-02-06