В 1068 год. Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод28 вышли им навстречу на Льто29. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил бог на нас поганых30, и побежали русские князья, и победили половцы. <...>
Когда Изяслав со Всеволодом побежали в Киев, а Святослав в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и устроили вече на торгу и, обратившись к князю, сказали: - ``Вот, половцы рассеялись по всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними''. Изяслав же этого не послушал. И начали люди наговаривать на воеводу Коснячка31; пошли на гору с веча 32 и пришли на двор Коснячков и, не застав его, остановились у двора Брячислава33 и сказали: ``Пойдем, освободим дружину свою из погреба'' (темницы). И разделились надвое: половина их пошла к погребу34, а половина их пошла по Мосту, эти и пришли на княжий двор. Изяслав в это время на сенях держал совет с дружиной своей, и пришедшие заспорили с князем, остановившись внизу. Когда же князь смотрел в оконце, а дружина стояла подле него: сказал Тукы, брат Чюдина35, Изяславу: ``Видишь, князь, люди расшумелись, пошли постеречь Всеслава''. И в то время, как он это говорил, другая половина людей пришла от погреба, отворив его. И сказала дружина князю: ``Это плохо, пошли ко Всеславу, пусть, призвав его к оконцу обманом, пронзят его мечом''. И не послушал этого князь. Люди же закричали и пошли к темнице, где сидел Всеслав. Изяслав же, видя это, вместе со Всеволодом побежал со двора, люди же освободили Всеслава из темницы -- 15 сентября -- и прославили его среди двора княжеского. Двор же княжий разграбили,-- бесчисленное множество золота и серебра, в монете и слитках. Изяслав же бежал в Польшу. <...> Всеслав же сидел в Киеве семь месяцев.
В 1069 год. Пошел Изяслав с Болеславом (польским)36 на Всеслава; Всеслав же двинулся им навстречу. И пришел в Белгород37 Всеслав, и ночью тайком от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк. Наутро же киевляне, увидев, что князь бежал, возвратились в Киев и устроили вече, и обратились к Святославу и Всеволоду, говоря: ``Мы уже недоброе совершили, князя своего прогнав, а вот он ведет на нас Польскую землю, так идите же в город отца своего; если же не хотите, то мы вынуждены будем, спалив город свой, податься в Греческую землю''. И сказал им Святослав: ``Мы отправим послов к брату своему; если он пойдет на вас с поляками, чтобы истребить вас, то мы пойдем на него войною, не дадим уничтожить город отца своего; если же намерение его мирное, то он явится с небольшими силами''. И успокоили киевлян, Святослав же и Всеволод послали к Изяславу, говоря: ``Всеслав бежал, не води поляков в Киев, здесь врагов у тебя нет; если же будешь держать гнев и намерен уничтожить город, то знай, что нам жаль отцовского стола''. Услышав это, Изяслав оставил поляков и двинулся с Болеславом, взяв с собой малую часть поляков, а вперед послав в Киев сына своего Мстислава. И, придя в Киев, Мстислав перебил 70 человек киевлян, освободивших Всеслава из темницы, а иных ослепил, других безвинно умертвил, не расследовав дело. Когда же Изяслав приближался к городу, вышли киевляне с поклоном встречать его и приняли князя своего; и сел Изяслав на столе своем 2 мая. И распустил он поляков на покорм, и избивали их потихоньку при этом; и возвратился Болеслав в землю свою. Изяслав же перевел (в Киеве) торг на гору и прогнал Всеслава из Полоцка.