Настоящий практикум предназначен для студентов исторического факультета, изучающих историю Хазарии в качестве специализированного курса или факультатива. В пособие включены важнейшие источники, позволяющие рассмотреть разнообразные проблемы прошлого Хазарского каганата: обращение в иудаизм, формирование и сущность дуализма верховной власти, систему этноконфессиональных отношений. Составитель намеренно отказался от проблемного принципа размещения материала, поскольку большинство приведенных в практикуме документов содержит информацию сразу по нескольким вопросам и может использоваться при изучении разных тем спецкурса. Аналогичным образом были сгруппированы и задания к источникам, рассчитанные не только на тщательное, внимательное прочтение текста, но и знакомство с дополнительной научной литературой, рекомендованной преподавателем.
При работе с документами необходимо учитывать особенности источниковой группы, к которой они относятся. Составитель предлагает работу с наиболее яркими памятниками, относящимися к трем ключевым группам источников по истории Хазарского каганата.
Группа еврейско-хазарских источников представлена в практикуме Еврейско-хазарской перепиской X в., Кембриджским документом, Киевским письмом и кратким извлечением из трактата Иехуды Галеви ``Кузари''. Она отличается значительной загруженностью религиозными формулами, связанными с иудейской устной и письменной традицией, и требует от студентов предварительного ознакомления со специфическим понятийным аппаратом и основными канонами иудаизма.
Наиболее важным памятником, входящим в данную группу, является Еврейско-хазарская переписка. Ее полное издание на русском языке было совершено в 1932 г. известным отечественным семитологом П. К. Коковцовым. Состоящая из письма испанского сановника Хасдая Ибн Шафрута к хазарскому царю Иосифу и обеих редакций (краткой и полной) ответа последнего, она представляет собой наиболее важный источник по проблеме иудаизации Хазарского каганата.
Не меньшей ценностью обладает Кембриджский документ, очевидно, также адресованный Хасдаю Ибн Шафруту. Кембриджский аноним не только дополняет ``официальную'' версию обращения хазар в иудаизм, изложенную в письме Иосифа, но сообщает ценную информацию о государственном устройстве каганата, его внешней и внутренней политике. Несмотря на протесты отдельных отечественных и зарубежных исследователей (П. К. Коковцов, Б. А. Рыбаков, А. Н. Поляк), подлинность Еврейско-хазарской переписки и Кембриджского документа можно считать установленной: приводимые в них сведения подтверждаются арабо-персидскими авторами и другими еврейскими источниками, основанными на свидетельствах беженцев из Хазарии (Иехуда Галеви, Авраам Ибн Дауд). Тем не менее, необходимо учитывать, что рассматриваемые документы дошли до нас в искаженном, сокращенном (краткая редакция письма Иосифа) или неполном (Кембриджский документ) варианте, имеют тенденциозный и субъективный характер, что заставляет предполагать намеренную фальсификацию отдельных фактов их первоначальными создателями и верифицировать содержание посредством других источников.
``Киевское письмо'' X в., составленное представителями иудейской общины Киева в качестве ходатайства о помощи для одного из своих нуждающихся единоверцев, было обнаружено в 1962 г., впервые опубликовано в 1982 г. и переведено на русский язык в 1997 г.1 Этот источник подтверждает сообщения Еврейско-хазарской переписки и Кембриджского документа о прозелитизме хазар и принятии ими раввинистического иудаизма, однако не содержит данных об обстоятельствах происшедшего обращения, что говорит о недостаточной полноте и репрезентативности памятника в вопросах, связанных с межконфессиональными отношениями и иудаизацией Хазарии.
Огромный интерес представляет поэма знаменитого испано-еврейского религиозного мыслителя и философа Иехуды Галеви ``Кузари'' (``Хазарская книга''), написанная в 1-ой пол. ХII в. на арабском языке и переведенная на древнееврейский язык Иехудой Ибн Тивоном. Сочинение Иехуды Галеви, по сути, является религиозным трактатом-диспутом, в котором автор пытается оправдать и доказать истинность и правоту еврейской национальной религии, ее превосходство над христианством и исламом.
Сюжетной канвой для диспута послужила легенда о принятии хазарами иудаизма. Очевидно, что при всей своей тенденциозности и догматичности ``Кузари'' базируется не только на Торе и Талмуде, но и на определенных исторических фактах, достоверность которых подтверждается содержанием Еврейско-хазарской переписки.
По-видимому, Галеви владел вполне надежной информацией об обращении хазар в новую веру и выгодно ее использовал с целью пропаганды раввинистического иудаизма. Вполне вероятно, что в его руках оказались не дошедшие до нас летописи, привезенные в Испанию переселявшимися туда в начале XII столетия хазарскими евреями.
Следует принять во внимание, что ``Кузари'', написанная спустя два столетия после крушения каганата, является поздним источником и, безусловно, не вполне отражает исторические реалии хазарского времени. Тем не менее, трактат Иехуды Галеви остается одним из важнейших свидетельств иудаизации Хазарского каганата. Выдвигая новую, отличную от других документов версию этого события, он служит дополнительным доказательством подлинности Еврейско-хазарской переписки и Кембриджского документа.
Группа арабо-персидских источников представлена в пособии отрывками из сочинений восточных географов и историков IX-XIII столетий: Ибн Фадлана, ал-Масуди, ал-Истахри и Ибн Хаукаля. Важным признаком данной группы является акцент на истории ислама и мусульманских стран, обусловивший субъективизм и предвзятое отношение авторов к языческим этносам.
Огромное значение для изучения проблемы этноконфессиональных отношений на территории Хазарского каганата имеет ``Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир'' (``Промывальни золота и рудники самоцветов'') ал-Масуди (1-ая пол. X в.), представляющая собой энциклопедический труд по географии и содержащая ценную информацию по истории народов Восточной Европы. ``Мурудж ад-Дзахаб'' сообщает читателю исключительно важные сведения по проблемам межконфессиональных отношений и дуализма верховной власти в Хазарии. Значительную ценность работе ал-Масуди прибавляет деятельность автора в качестве активного путешественника по странам мусульманского Востока, позволившая ему собирать факты из первых рук от непосредственных очевидцев событий, что обусловило значительную информативность и достоверность приводимых им сведений.
Не меньшую ценность для изучения проблемы этноконфессиональных отношений в Хазарии представляет ``Рисале'' (``Записка'') Ибн Фадлана (1-ая четверть X в.), являющаяся отчетом о посольстве халифа ал-Муктадира в Волжскую Болгарию (921 г.). Именно официальный характер документа обусловливает высокую степень достоверности приводимых в нем данных, хотя и не освобождает его от субъективизма и предвзятости автора.
К так называемой ``классической'' географической школе X столетия относятся ``Китаб масалик ва-л-мамалик'' (``Книга путей и стран'') ал-Истахри (середина X в.) и произведение Ибн Хаукаля (2-ая пол. X в.), название которого либо повторяет таковое у его предшественника, либо звучит как ``Китаб сурат ал-ард'' (``Книга картин земли''). Обе работы содержат важные сведения по проблемам двоевластия и межконфессиональных отношений на территории Хазарского каганата. Компилируя работу ал-Истахри, Ибн Хаукаль не ограничивается повторением приведенных у него данных, но помещает новую информацию, добытую во время путешествий по Передней Азии и Ближнему Востоку. На высокую степень достоверности сообщаемых ученым фактов указывает то обстоятельство, что Ибн Хаукаль выполнял обязанности резидента, обслуживая политические интересы Аббасидов и Фатимидов.
Византийские источники по истории Хазарии представлены в практикуме кратким, но весьма показательным отрывком из ``Хронографии'' Феофана Исповедника (нач. IX в.). Важной особенностью византийских документов является освещение тех событий хазарской истории, которые оказывали непосредственное воздействие на внутренние дела или затрагивали сферу политических интересов империи, что обусловливает недостаточную полноту и репрезентативность источников в вопросах этноконфессиональных отношений на территории каганата.
Все эти черты в полной мере характеризуют и ``Хронографию'', однако непреходящая ценность именно этого памятника заключается в целом ряде уникальных сведений, касающихся внутреннего устройства Хазарии и ее контактов с Византией.
В помощь студентам в практикум включен список наиболее доступных (на уровне Ярославской области) научных трудов, посвященных историческому прошлому Хазарии, еврейского народа и его религии.
Пособие может быть использовано на практических занятиях в рамках общего курса истории России при изучении вопросов, связанных с особенностями социально-политического развития Киевского государства на раннем этапе его эволюции (IX-X вв.).