В ряду философских течений, занявших значительное место в русской философии, была и философия языка. В гегелевской философии язык рассматривался как продукт мысли, что определяло основное его назначение - быть средством выражения мысленного содержания. Грамматика есть не что иное, как выраженная в терминах языкознания система категорий рассудка.
Под влиянием таких философов, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, складывалось и мировоззрение выдающегося русского языковеда А. А. Потебни. Тезис Гумбольдта о решающей роли языка во взаимоотношениях человека с действующей на него природой Потебня взял за основу для понимания сущности ``перевода'' субъективных представлений в объективные данные языка. Потебня, отправляясь от идеи немецкого мыслителя, развил собственное видение места и роли языка как силы, творящей и преобразующей мысль, и выработал собственную философско-лингвистическую концепцию, развив понятие внутренней формы языка Гумбольдта до более частного, но определённого понятия - ``внутренняя форма слова''.
Внутренняя форма слова - это ближайшее этимологическое значение слова, осознаваемое носителями языка. Помимо ближайшего, А. А. Потебня выделял дальнейшее значение слова, представляющее собой индивидуальный концепт говорящего, основанный на энциклопедических знаниях и личных психологических ассоциациях и не всегда полностью понятный адресату. Понятие ``внешней'' и ``внутренней формы'' отдельного знака в ``языковом сознании'', противопоставленном ``внеязыковому сознанию'' как инструменту отражения мира и осуществления логических операций, введенное Гумбольдтом, дало Потебне возможность вычленить ``минимум внутренней формы'', служащей для намека с помощью знака на определенный элемент внеязыкового сознания. Соответствующий минимуму внутренней формы минимум внешней формы позже был назван морфемой, а элемент внутренней формы - значением.
Благодаря учету названных понятий оказалось возможным конкретизировать понятие Гумбольдта ``характер языка''. Характер языка - это все те единицы внеязыкового сознания, все те смыслы, которые имеют отработанные членами языкового коллектива, узуализированные (через посредничество значений) связи с морфемами языка, и, следовательно, через них - с воспроизводимыми знаками речевого потока. Язык для А. А. Потебни - средство познания человеком внешнего мира и самого себя, а потому и средство общения.