№п/п. | Тема, эпиграф,
содержание урока |
Основная цель
(концепция) урока |
Вунтрипред-
метные и меж- предметные связи. Виды повторения |
Способы организацияя
деятельности |
Изучение теории литературы | Применение
средств на- глядности и ТСО,допол- нительных материалов |
Домашнее
задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Поединок с самим
собой (жизнь и творчество А.И.Куприна). "Почти все мои сочинения - моя автобиография". А.И.Куприн Лекция-обзор жизненного и творческого пути А.И.Куприна |
Показать А.И.Куприна
как человека неукроти- мого духа, жизнелюба, романтика, восторжен- ного певца всего земно- го и как писателя-гума- ниста, выступившего с резкой критикой бур- жуазного мира, которо- му он противопоставил своего героя - простого человека, любящего жизнь, не идущего на компромиссы с соб- ственной совестью, но часто гибнувшего в столкновении с жесто- кой действительностью. Подчеркнуть, что в произведениях писате- ля звучит призыв к спасению, возрожде- нию человека. |
Произведения
А.И.Куприна, известные из курса средних классов: "Мой полет", "Тапер". |
Сообщение ученика о биогра-
фии писателя. Лекция учителя о творческом пути А.И.Купри- на. Работа над биографической таблицей. Краткий пересказ учениками содержания пове- стей "Молох", "Олеся". Анализ проблематики пове- стей. Беседа. Учительская интер- претация повести "Поединок". Чтение и комментарий важней- ших фрагментов: Ромашов и Хлебников, монолог Назан- ского. Запись системы опорных положений "Своеобразие творчества А.И.Куприна. |
Сюжет, компо-
зиция, пробле- матика обра- зов, конфликт, символика на- званий, худо- жественная деталь. |
Портрет
А.И.Купри- на |
Выучить систему опор-
ных положений "Своеоб- разие творчества А.И.Куприна". Прочитать рассказ А.И.Куприна "Гранато- вый браслет". Отметить характеристику княгини Веры в экспозиционных главах; характеристику Желткова в Х главе; характеристику Аносова в IV главе. Какие высказывания Аносова о любви вас привлекли? Как бы вы определили идейный смысл рассказа? Индивидуальное задание: чтение в лицах фрагмен- тов разговора между княгиней Шеиной и гене- ралом Аносовым (гл.VIII) чтение в лицах сцены прихода Шеина и Булат- Тугановского к Желткову (гл.Х); актерский и режис- серский комментарий сцены. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. | {Очищающая}
трагедия любви в рассказе А.И.Куп- рина "Гранатовый браслет". "Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достиже- ние всегда радость и страх, воскресе- ние и смерть". А.И.Куприн "Лазурные берега" Анализ рассказа |
Показать, что настоя-
щая любовь, в понима- нии А.И.Куприна - величайшая очищаю- щая трагедия, возвы- шенное чувство, пре- ображающее каждого из героев, побеждаю- щее даже смерть. |
Произведения
А.И.Куприна о любви: "Суламифь", "Олеся", "Куст сирени", "Осенние цветы" и др. Межпредмет- ные связи с музыкой: Л.ван Бетховен. Соната № 2 |
Чтение в лицах фрагментов
разговора между В.Н.Шеиной и генералом Аносовым (глава VIII). Сообщение ученика о реальной сюжетной основе рассказа. Беседа; работа с текстом, чтение фрагментов эпизодов, рисующих нравственное вос- хождение Желткова и духов- ное преображение княгини Шеиной. Чтение в лицах сцены прихода князя Шеина и Н.Булат-Тугановского к Желткову. Актерский и режис- серский комментарий сцены. Наблюдения за мастерством автора в передаче психологи- ческих изменений героев, мастерством использования художественной детали и средств создания образа. Мелодекламация под музыку 2-й сонаты Бетховена фрагмен- та XII главы. Выбор и запись эпиграфа. Доформулирование темы урока. |
Художествен-
ная деталь. Элементы сю- жета. Средства соз- дания образа: портрет, интерьер, письмо, речь героев, пейзаж. Изобразитель- ные и вырази- тельные худо- жественные средства: эпитет, сравне- ние, метафора и др. |
Портрет
А.И.Купри- на |
Подготовиться к сочинению:
"Тема любви в творче- стве А.И.Куприна и И.А.Бунина". или "Разве бывает несчастная любовь?.." (по произве- дениям И.А.Бунина и А.И.Куприна). |