1. Переход к теме урока.
"Непостижимая и властная сила любви всегда была для Куприна интереснейшим предметом художественного исследования" (А.А.Волков).
Идеальную любовь Куприн искал и в современной ему жизни ("Куст сирени", "Осенние цветы", "Олеся") и в глубине веков ("Суламифь") Во все времена настоящая любовь трагична - этот вывод писателя подтверждает и рассказ "Гранатовый браслет", написанный в 1911 г.
Тема нашего урока - (...) трагедия любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет". Каким определением следует дополнить тему - мы должны решить в ходе урока.
Постановка целей изучения рассказа.
Символическая деталь дала название рассказу о великой любви маленького чиновника к светской даме. Выбор героев позволил некоторым критикам предположить, что причина трагедии - в социальном неравенстве. Можно ли согласиться с тем, что смысл рассказа в противопоставлении "маленького" человека, оказавшегося способным на большую любовь, и аристократки, которая ею пренебрегла?
Ответ может подсказать разговор, который ведут герои рассказа - княгиня Вера Николаевна Шеина и генерал Аносов. Обратите внимание на высказывания Аносова и на реплики Веры. Какой она предстает в этом разговоре?
Чтение в лицах фрагментов 8-й главы.
Аносов высказывает свое понимание любви: "... Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Та, про которую сказано - "сильна как смерть"... любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. ...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!"
Запомним эти слова Аносова.
Вера очень заинтересована темой разговора. В этом эпизоде мы видим не княгиню, не светскую даму, а только женщину, которая, как и каждая женщина, мечтает о "всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной" любви. Таким образом, проблема социальных отношений отступает на второй план и главными становятся вопросы иного, общечеловеческого порядка:
*Возможна ли такая любовь?
*Прав ли генерал, предположивший после рассказа Веры о Желткове, что ее жизнь пересекла именно такая любовь?
*Что значит любовь, по мнению Куприна?
Ответом на первый вопрос может стать письмо А.И.Куприна своему другу, критику и историку литературы Ф.Д.Батюшкову.
Индивидуальное сообщение ученика. В октябре 1910 г. Куприн писал Батюшкову: "В основу моей новой повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника К.П.Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильно)".
Однако Куприн изменил финал жизненной истории и поднял частный случай до великой трагедии любви, которая "повторяется только один раз в тысячу лет".
Для ответа на второй вопрос необходимо проследить историю любви Желткова к Вере, выяснить, чем стала для него эта любовь.
Вопросы для беседы.
*Почему в начале рассказа автор не дает никаких сведений о Желткове?
*Как письмо, сопровождающее браслет, помогает читателю получить первое впечатление о духовном облике героя?
*Какие изменения в письмах, а следовательно, в чувствах, характере Желткова произошли за годы любви?
*Как муж и брат княгини Веры относятся к любви Желткова?
*Когда читатель впервые встречается с Желтковым? Какое место в сюжете рассказа занимает этот эпизод?
*Как интерьер и портрет помогают определить характер Желткова?
*Как проявляют себя герои в кульминационной ситуации рассказа? - Подготовка к чтению в лицах сцены прихода князя Шеина и Николая Булат-Тугановского к Желткову, в ходе которой ученики, получившие индивидуальное задание, комментируют характер "своего" героя, его взгляды на жизнь, на любовь и брак, поведение, речь в данной сцене. Режиссерский комментарий (основные положения):
В начале сцены Желткова атакует Булат-Тугановский. Растерянность, подавленность Желткова усиливаются. Но вот Булат-Тугановский заикнулся о своем намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы, выдающей ограниченность, пошлость, бестактность Булат-Тугановского, Желтков начинает полностью игнорировать последнего, эта глупая угроза вызывает у героя смех. Теперь он обращается только к князю Шеину, чувствуя в нем умного и чуткого человека. Говорит в основном только Желтков, а Шеин слушает, подавленный огромностью его переживаний. Хотя Булат-Тугановский еще пытается угрожать, духовный перевес полностью на стороне Желткова. Чувствуя это, князь Шеин впоследствии признается жене: "Я не сомневаюсь в искренности этого человека, и даже больше, я не смею разбираться в его чувствах к тебе. Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек".
Чтение в лицах. Задание классу: удалось ли чтецам справиться с ролью, передать авторский замысел?
*Последние фразы Желткова выдают его намерение уйти из жизни. Возможны ли были другие варианты развязки? В реальной истории трагический финал отсутствовал. Высказывания учеников.
*Какими чувствами проникнуто предсмертное письмо героя? Выразительное чтение и интерпретация письма. В последнем письме - вся история любви Желткова. В нем полностью раскрывается его благородная душа. Ни слова упрека, но молитвенное преклонение перед той, которая стала "единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью". Звучность, музыкальность фразы.
Выводы. История отношений Желткова к княгине Вере подтверждает пророческую догадку генерала Аносова, что ее жизнь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины. Изменяет свое отношение к этой любви князь Шеин, уверившись в искренности и благородстве чувств Желткова.
Любовь стала для героя испытанием, великой преображающей силой на пути нравственного восхождения.
Духовное преображение главной героини.
Сила чувств Желткова пробуждает и душу Веры. Вера в начале рассказа (анализ экспозиционных глав). Вопросы:
*С какой целью портретная характеристика главной героини предваряется описанием осенних цветов?
*Какие определения, эпитеты во второй главе рассказа, создающие своеобразный синонимический ряд, усиливают впечатление "аристократической холодности", "царственного спокойствия" героини?
*Каковы отношения Веры к мужу?
*Какие свойства ее натуры нарушают общее впечатление "ледяного" спокойствия?
*С какой целью дана подробная характеристика младшей сестры Веры, Анны, не участвующей непосредственно в развитии сюжета?
Промежуточные выводы. В начале рассказа Вера производит впечатление благородной, сдержанной, холодной натуры, привыкшей с высока относиться к людям. Ее "я" словно погружено в некий самоуспокоенный сон. Понадобятся исключительные обстоятельства, чтобы душа этой женщины пробудилась.
*Какое сюжетное событие стало переломным моментом в жизни княгини Шеиной, началом того пути испытаний, который суждено пройти и ей?
*Какие чувства "врываются" в размеренное существование Веры?
*Какие художественные средства использует автор для их передачи? (Пейзаж; символические детали: число 13, камни браслета, напоминающие кровь, предчувствие трагического исхода).
*Определите "диапазон" психологических изменений Веры с момента завязки рассказа (получения браслета). - "Неудовольствие" - "неприятное чувство" - "жалко этого несчастного" - "была встревожена" - "с нежностью... развернула письмо" - чувство вины, сознание своей причастности к трагедии: "Я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное".
*Прощаясь с покойным Желтковым, Вера поняла, что "вечная, исключительная любовь, та, о которой мечтает каждая женщина", прошла мимо нее. Мысль о том, что она не сумела вовремя понять чувства Желткова, потрясла и преобразила героиню до неузнаваемости. Проследите детали, которыми автор рисует состояние Веры в 13-й главе рассказа.
*При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Вера Шеина как бы перевоплощается, обретает великую силу любви, навеянную погибшим. Она произносит в мыслях слова, которые мог бы произнести только он, она охвачена чувствами, которыми судьбе было угодно наградить только его.
Мелодекламация под музыку 2-й сонаты Бетховена.
Возвращение к вопросам, поставленным в начале урока.
*Что значит любовь, по мнению Куприна? Высказывания учеников. В очерке "Лазурные берега" (1913) писатель высказал свои многолетние раздумья: "Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскресение и смерть".
*Кто произносит в рассказе почти те же слова? Почему именно генералу Аносову доверено выразить мысли самого писателя о любви?
*Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа урока? Свое мнение обоснуйте.
*Разрешение цели урока: настоящая любовь, в понимании Куприна, - величайшая очищающая трагедия, преображающая каждого из героев, возвышенное чувство, побеждающее даже смерть.
*Доформулирование темы урока: Очищающая трагедия любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет".