Максим Затрапезнов, купец гостинной сотни, отец основателя Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Максимовича Затрапезного и его сыновья, торговцы крашенинными и красильными товарами, были одними из первых, кто задумал заняться фабричным делом и устроить в Ярославле фабрику по выделке полотна.
Про Максима Затрапезного известно мало. А.Ф. Грязнов, автор монографии о Большой Мануфактуре, приводит ряд документов, из которых явствует, что это был довольно богатый купец, владелец нескольких домов и лавок, торговавший москательными, крашенинными, коробейными и красильными товарами.
Неясно, как Петр Первый узнал об этом их желании, но только в 1721 году он издает указ, по которому приказывает Максиму Затрапезнову и его сыновьям вступить в число компаньонов по устройству полотняной фабрики - "манифактуры" в Москве.
Но уже через год Затрапезновы и их компаньон обрусевший голландец Тамес подают в Мануфактурную Коллегию прошение об учреждении полотняной мануфактуры в Ярославле. Позже Тамес из дела выходит, и у кормила остаются только Затрапезновы. Вот так и началось предприятие. которое сегодня называется комбинатом "Красный Перекоп".
Поначалу Мануфактура чего только не выпускала. Тут и парусное полотно, и ткань на мундиры, и на скатерти, и на мебельную обивку. Выпускали и высококачественную бумагу, на которой печатались важные документы. И все это, говоря тогдашним языком, "против заморских без охулки", или, как сейчас бы сказали, на уровне мировых стандартов.
И все-таки наибольшую известность в конце концов завоевала дешевая ткань, которую охотно покупал небогатый люд. Ткань была, честно говоря, дрянная, но зато дешевая. По имени владельцев фабрики ее и прозвали "затрапезой". Соответственно об изношенной одежде и сегодня еще можно сказать, что у нее - "затрапезный вид".
Не уверен, что Затрапезновым понравилась бы такая слава, но что делать? Иногда русский народ назовет, как припечатает, и останется прозвище на века, как в этот раз.
Известно, что Петр очень ценил начатое Затрапезновыми дело. О личных контактах Петра с этим семейством ничего не известно, но если учесть интерес Петра, а также тот факт, что в Ярославле он бывал шесть раз, трудно поверить. что Петр с Затрапезновыми не встречался и уж наверняка бывал у них в гостях. .