В задачу этой книги не входит основательный разговор о народном образовании. В разделе о пребывании в Ярославле герцога Бирона уже говорилось о дореволюционном четырехклассном училище. Надо сказать, что история народного да и дворянского обучения складывалась в российской провинции непросто: государство для этого делало мало, а сами граждане далеко не всегда понимали пользу обучения. "Архангельский мужик" Михайло Ломоносов отнюдь не был типичным явлением. Даже дворяне еще в XVIII веке часто были неграмотны. Вот что написано в книге Е.А. Ермолина и А.А. Севастьяновой "Воспламененные к отечеству любовью":
"Известны такие факты. Когда дворяне должны были подписывать свои наказы депутатам в Комиссии по составлению "Нового уложения", многие из них не смогли этого сделать по одной простой причине: не умели поставить свою подпись. В Оренбургской губернии таких оказалось шестьдесят процентов, в Архангельской -двадцать восемь процентов, в Московской - семнадцать процентов, и редко где - четыре-пять процентов. Книги выходили ничтожными тиражами по 600 экземпляров и раскупались годами. У журналов было сотни по две-три подписчиков..."
Стоит ли удивляться, что даже когда какие-либо школы и создавались, охотников там учиться нередко не находилось. В середине XVIII века в Ярославле в стенах Спасо-Преображенского монастыря учреждается духовная Славяно-латинская семинария. Основал ее ростовский митрополит Арсений Мацеевич. Все бы ничего, но только для семинарии не удалось отыскать ни учителей, ни учеников. Впрочем, один ученик все-таки отыскался, и занятия с ним порой проводил сам митрополит...
Была, правда, еще одна светская школа - Леонтьевская, в которой обучались только дети дворян и горожан.
Как видим, статистика получается печальная. А между тем, не всегда было так уж плохо. Уже Ярослав Мудрый, сообщает нам летописец, "сам читал книги" - в отличие от неграмотного отца, который любил только слушать чтение.
Конечно, со временем дело стало поправляться. Появился Демидовский юридический лицей, в котором перед революцией обучалось до тысячи студентов. Ежегодный выпуск составлял сто человек. Кроме того, в дореволюционном Ярославле были: две мужские и четыре женские гимназии, реальное училище, городское коммерческое училище, городская торговая школа, духовная семинария, кадетский корпус, механико-техническое училище им. Н. Пастухова, музыкальное училище и некоторые другие.
Особо следует сказать о Пастуховском училище, созданном специально для беднейшего слоя ярославцев, окончивших уже упоминавшееся городское училище или сельскую школу. Важно, что обучение было бесплатным. Основал училище известный ярославский купец, промышленник и меценат Николай Петрович Пастухов.
Об истории Педагогического университета говорилось в первой части нашей книги.