Толчково, Толчковская слобода - это нынешний Красный Перекоп. Предполагается, что такое свое название слобода получила оттого, что в ней постоянно толкли ивовую кору, шедшую на выделку кож, а слобода славилась именно отменным мастерством своих кожевников. Едва ли не каждый двор представлял собой что-то вроде самостоятельного кожевенного "завода".
Слобожане в массе своей были людьми небедными, а каменного храма у них долгое время не было. И когда они решили, наконец, такой храм построить, они вознамерились соорудить нечто такое, какого ни у кого из их соседей не было. И им это удалось. Храм Иоанна Предтечи - совершенное произведение русской архитектуры, нечто по-сказочному великолепное.
У храма - богатая и славная история. Важную страницу вписал в нее священник Федор Успенский, который в предреволюционные годы сумел создать здесь целый комплекс важных учреждений: тут была и богадельня, и первые в губернии детские ясли, и общество трезвости - очень нужное учреждение на территории, заселенной фабричным людом...
Когда стоишь перед такими созданиями человеческого духа и мастерства, не знаешь, что тебя больше восхищает: необыкновенный силуэт, меняющий очертания в зависимости от того, где вы стоите; богатый изразцовый убор, роспись на входных вратах или, наконец, безупречная работа с кирпичом.
Подойдите к храму с восточной стороны, там, где апсиды. Все пятнадцать глав выстроились в ряд, как главки дворца какого-нибудь сказочного царя Салтана.
Кстати, почему глав пятнадцать? Мы уже говорили, что глав православной церкви может быть 13, может быть 33, но никак не пятнадцать, потому что в православии нет такого символа с числом 15. А дело тут просто: глав не пятнадцать, а три раза по пять, что в символике далеко не одно и то же. Храм, собственно говоря, пятиглавый. Но в один ряд с ним выстроились два придела, каждый из которых - тоже пятиглавый, только главки поменьше. Получается, что трижды пять - не обязательно пятнадцать.
Между прочим, в большинстве случаев ярославцы предпочитали украшать приделы высокими шатрами, а уж если главами, то одной. В Предтеченском храме пять глав приделов сливаются в единый силуэт. Это как бы снова шатер, только разбитый на пять глав.
Храм горел, был в начале 18 века восстановлен, но времена уже были немного другие, и хотя здание с самого начала было очень пышным, хотелось большего. В результате центральная глава украсилась еще одной, меньшей главой, "усаженной" на большую наподобие чайника на самоваре. Такую форму главы так и называли "самоварной".
В наше время во имя исторической правды реставраторы собирались было эту вторую главу снести, но потом передумали: как-то уж очень хорошо это новшество вписалось в богатый, сверкающий внешний вид здания.
Давайте подойдем к храму поближе и повнимательнее рассмотрим его детали. Подойдите к крыльцу и обратите внимание на культуру кирпича: вот что, оказывается, можно из него сделать! Все эти ряды украшений, самых разнообразных, мелких и нарядных, поражают воображение. Можно, наверно, сказать, что на Предтеченском храме кирпич исчерпал свои возможности, и теперь пора переходить к бетону...
А красный кирпич чередуется с многоцветными изразцами, в изобилии сверкающими на стенах, между окнами, лопатками, на барабанах глав.
Сейчас уже стерлась особая раскраска алтарных апсид - это был так называемый "бриллиантовый руст", с помощью которого создается впечатление, что стена не гладкая, а выстроена из граненых камней. Надо надеяться, реставраторы когда-нибудь до этой раскраски доберутся и ее восстановят.
А с раскраской столбиков между апсидами вышло еще интересней. Сейчас там уже ничего не разобрать, а совсем недавно можно было видеть рисунок какого-то вьющегося растения со странными крупными красными ягодами и широкими резными листьями. Приглядевшись, вы поймете, что перед вами...виноград. Разгадка тут простая: создавая рисунок, русский художник пользовался черно-белой гравюрой из изданной на Западе книги; откуда было ему знать. какого цвета виноград, если он его сроду не видел? Вот и получилось что-то вроде гибрида заморского винограда и родной русской рябины...
Особого разговора заслуживают фресковые росписи. Они великолепны по исполнению и грандиозны по количеству. В старом путеводителе даже говорится, что такого количества росписей нет нигде, ни на православном Востоке, ни на католическом Западе. Вряд ли кто-либо считал изображения во всех церквях, где есть росписи, так что путь это заявление останется на совести писавшего. Но что число персонажей и сюжетов в толчковском храме огромно, сомнений нет: если в рядовом храме росписи обычно. содержат около сотни сюжетов, здесь их около тысячи пятисот!
К сожалению, за годы советской власти это число резко сократилось. Начать с того, что уже в 1918 году у храма были отобраны все средства. А отобрать было что: одного серебра было реквизировано 19 пудов. В 1929 году здание едва не было и вовсе уничтожено, и только решение специальной комиссии по изучении памятников культуры его спасло. Но территория храма и сам он были переданы заводу, производившему лаки и краски, в храме был устроен склад, через пару лет там прохудилась крыша...Когда здание совсем пришло в упадок, власти решили его подремонтировать. Для начала разобрали крышу, но на этом кончились деньги. Пришла зима, на потолочное перекрытие нападал снег, весной он растаял, вода промочила штукатурку вместе с фресками, и потолок рухнул вниз...
К счастью, многое все же сохранилось. Описать фресковую роспись храма в этой книге невозможно, а наше знакомство с фресками состоялось в храме Ильи Пророка см.. Поэтому ограничимся несколькими словами. В галерее сохранилась фреска, изображающая св. Фомаиду, редкий случай, когда не икона, а именно фреска слыла чудотворной. Св. Фомаида помогала верующим "от блудной страсти": согласно легенде, к праведной жене Фомаиде воспылал страстью свекор, а когда она ему отказала, в порыве страсти отрубил ей голову, за что был судим и казнен.
Обращает на себя внимание изображенная на стене галереи "лествица", то есть лестница, по которой праведные души монахов стремятся забраться на небо; ангелы помогают им в этом добронравном занятии, а очень противные черти, наоборот, пытаются их столкнуть вниз...
На стенах галереи, над скамьями сохранились довольно длинные тексты. Очень интересный факт: поскольку прихожане сами заказывали росписи, это свидетельствует о том, что среди них было немало грамотных людей, которые, надо думать, не без удовольствия все это читали.
Наконец упомянем еще одну интересную фреску галереи. Это изображение известного библейского эпизода битвы Давида с Голиафом. Как известно, Голиаф был могучим великаном, а Давид - хрупким юношей, который, однако, смог одолеть противника, метнув в него с помощью пращи камень. Но на этот раз вместо Голиафа живописец изобразил...огромного медведя. Есть о чем подумать, если вспомнить легенду о Ярославе Мудром и побежденной им медведице...
В молитвенном зале храма нельзя не обратить внимание на то, что на северной и южной стенах изображены Святцы или Месяцеслов - церковный календарь, в котором помесячно изображены все святые, празднование которых приходится на тот или иной день месяца.
Иконостас храма, к сожалению, на сегодняшний день пустой: часть икон за время небрежения расхищена, часть находится в реставрации. Да и сама рама иконостаса пока в плачевном состоянии. Будем надеяться, что придет время, иконостас заблещет новой позолотой, а в рамах появятся хотя бы копии прежних икон.
Рядом с храмом и колокольней стояла зимняя церковь того же прихода и тоже XVII века. Когда власти решили строить завод по производству лаков и красок, лучшего места, чем рядом с величайшим произведением русской архитектуры найдено не было. Зимняя церковь мешала и была безжалостно снесена. Возникший рядом огромный завод не просто мешает видеть Предтеченский храм, его ядовитые испарения проникают внутрь здания и губят древние росписи.
В настоящее время реставрационные работы в храме продолжаются, и, по-видимому, будут продолжаться еще долгие годы. Между тем, фрески продолжают разрушаться, и реставраторы жалуются, что когда им нужно брать пробы краски, они берут их не со стен, а подбирают с пола...
Но сделано реставраторами под руководством В.А. Чижова все-таки очень много: расчищен или промыт целый ряд фресок, другие очень грамотно поновлены, загрунтованы царапины и надписи, сделанные местными вандалами...Многолетняя работа в холодном помещении и, главное, работа с ядовитыми составами, с помощью которых реставраторы уничтожали появившуюся та фресках коварную плесень, привели к смерти некоторых из этих героев. Вечная им память...
Рядом с церковью - колокольня, необычная, как и сам храм. На сегодняшний день в Ярославле только две такие колокольни, эта и колокольня церкви Никиты Мученика на Никитской улице ныне Салтыкова-Щедрина. Такие колокольни называются ярусными, потому что уходят вверх как бы этажами с окнами-слухами, для лучшего звучания колоколов. На выступах каждого яруса стоят "пинакли" - как бы растущие вверх столбики-сосульки. Такие детали характерны для итальянской архитектуры. Колокольня построена много позже самого храма, и вероятно, архитекторы подглядели такую деталь где-то на Западе.
Одно время колокольня, было, опасно наклонилась и могла упасть. Причем наклон был в сторону храма, и ее падение было бы катастрофой не только для нее одной. Наши строители проделали ювелирную работу по выпрямлению колокольни и ее закреплению в грунте с помощью закачанных туда пластмасс.
А ведь было время, когда восхищенные американцы предлагали продать им Предтеченский храм: они собирались разобрать его и перевезти через океан...
В настоящее время храм отделен стеной от завода и превращен в один из филиалов музея. Раз в год здесь даже проводится молебен.