Князь Федор - очень интересная и противоречивая фигура. Он принадлежал к старшей ветви потомков Владимира Мономаха. Кстати, есть мнение, что его прозвали не Черным, а Чёрмным. то есть Красным, Красивым. Другими словами, он был рыжеволосым, а не жгучим брюнетом, как принято его изображать на иконах и фресках.
Братья Федора, гласит его житие, обошлись с ним несправедливо, после смерти отца оставив ему в наследство только городок Можайск. Однако Федор, женившись на дочери ярославского князя Марии, стал жить в Ярославле, где Мария родила ему сына Михаила.
Это было время татаро-монгольского владычества, и русские князья, включая Федора, была вассалами завоевателей. Время от времени они были обязаны являться в Орду - в частности, чтобы принимать участие в завоевательных войнах татаро-монголов. Русские войска покоряли яссов, ходили в Болгарию и много куда еще. Федор заслужил благосклонность хана Менгу-Темира и особенно - ханши, которая пожелала женить его на своей дочери. Федор, невзирая на опасность впасть в немилость, отказался: ведь в Ярославле его ждала жена Мария. Князь отправился назад в Ярославль, где его ждала большая неприятность: его теща княгиня Ксения не пустила его домой, обвинив в пособничестве врагу и объявив законным наследником сына Федора Михаила. К тому времени умерли его братья, и Федор стал князем Смоленским, так что Ярославль мог подождать.
Тут умерла Мария. Князь отправился в Орду, где был хорошо принят и уже не имел основания отказываться от брака с ханской дочерью. Надо сказать, что татаро-монголы были весьма веротерпимы и не возражали против того, чтобы жена Федора была крещена - ясно, что без этого стать княгиней язычница не могла и думать. Так ханская дочь стала княгиней Анной. Менгу-Темир дал в приданое Анне 36 городов. Еще в Орде она родила князю двух сыновей Давида и Константина.
Как многие новообращенные, княгиня Анна отличалась благочестием и вместе с мужем принимала участие в строительстве православных храмов на Руси и в Орде для русских пленников. Нынешняя ярославская церковь Михаила Архангела, что рядом со Спасо-Преображенским монастырем, была построена в XVII веке на месте церкви, поставленной тщанием княгини Анны.
Тем временем умер и сын Федора Михаил. Федор со своим новым семейством отправился на княжение в Ярославль.. Но жители Ярославля отказались принять князя после столь долгого его отсутствия. Однако на этот раз Федор не стал церемониться, призвал на помощь смоленское войско и пожаловался хану. Ярославцам пришлось дорого заплатить за попытку противиться воле теперь такого могущественного вождя.
Как мы, с сегодняшних позиций, можем оценить деятельность Федора Черного? Очевидно, что все здесь не просто. Объективно стоит отметить, что с помощью своего сюзерена Федор надолго обеспечил мир на землях, которыми владел. В период, когда русская земля раздиралась междоусобными войнами, в которых и Федор принимал участие, в том числе прибегая к помощи войск Орды, жизнь в самом Ярославском княжестве была намного спокойнее, отчего сюда сбегались многие жители соседних княжеств, а это, естественно, содействовало процветанию Ярославля.
Так что вряд ли стоит подходить к политике Федора с мерками сегодняшней морали. Одни историки корят его за верное служение захватчикам, другие рекомендуют взглянуть на дело более прагматично: ведь и святой князь Александр Невский не был в этом отношении безупречен, много было русских князей, следовавших пословицам "Плетью обуха не перешибешь" и "С волками жить - по-волчьи выть". Вынужденно сотрудничая с захватчиками, они содействовали благополучию своих земель, хоть иной раз за счет других русских княжеств.
Впрочем, далеко не всегда отношения Орды и Ярославля были столь безоблачными, по мере укрепления княжества оно все больше тяготилось чужой властью. В 1257 году ярославцы изгнали сборщиков дани баскаков, с чем, естественно, монголы не могли смириться. По преданию, битва ярославцев под руководством князя Константина Всеволодовича с татарами произошла под Ярославлем, за Которослью, на высоком холме. Русские были наголову разбиты, множество их погибло, и ярославцы еще долго приходили на место гибели их близких и тужили по ним. С тех пор якобы холм и получил название Тугова гора. Вряд ли это все было именно так, но то, что русские не раз сопротивлялись захватчикам - истинная правда.
Зло, причиненное Руси игом монголов, несомненно. При всем том, что было сказано выше, иго привело к гибели многих и многих славян, погибли не только люди, но и освоенные ими ремесла, которые потом, через столетия, приходилось осваивать заново. Иго разрушило многочисленные хозяйственные и культурные связи, товарно-денежную систему. Приходилось переходить на натуральным обмен - говоря современным языком, бартер.
И все-таки ярославцам жилось легче, чем иным другим, за что они благодарны Федору Черному, который вместе с сыновьями был впоследствии канонизирован. По свидетельству церкви, около мощей происходили многочисленные чудеса. Последнее чудо состояло в том, что мощи ярославских чудотворцев не погибли в годы большевистского богоборчества. Они хранились в пыльном стеклянном ящике в церкви Николы Надеина, а после падения советской власти были возращены церкви. Сейчас рака с мощами Федора, Давида и Константина находится в Ярославском кафедральном соборе иконы Федоровской Божией Матери. Мощи ярославских чудотворцев - главная святыня ярославской епархии. Сравнимы с ними разве что лишь икона Толгской Божией Матери и частица Ризы Господней.