Если встать на Богоявленской площади лицом к монастырской стене, то справа у вас будет церковь Богоявления, а слева - церковь Михаила Архангела. С площади ее не видно, нужно обойти монастырские стены слева и пойти в направлении Которосльной набережной.
Как правило, все ярославские церкви довольно высокие, но эта особенно крупная. И немудрено: она стоит на большом подклете, в котором хранились товары, доставляемые по Которосли. Как видим, нередко оборотистые ярославские купцы умело сочетали духовное с материальным. С одной стороны, получилось неплохо: здание стало более величественным. С другой же стороны, его нижняя часть очень тяжелая и громоздкая.
Как и церковь Богоявления, церковь Михаила Архангела никогда не имела позакомарного покрытия. Пониже четырехскатной крыши идет ряд чисто декоративных кокошников.
Наверно, вы уже научились отличать настоящие закомары от кокошников: первые обычно гораздо крупнее и более пологи, вторые мельче и круче.
Но особенно интересно крыльцо храма. В свое время таких крылец было много, но нам осталось только вот это. Перед нами так называемая "ползучая" арка, под которой можно пройти. Проемы этой арки не совсем правильной формы, как будто вылепленные неопытной рукой, что придает им особенную выразительность. С внешней стороны арка украшена изразцами. Совсем недавно это были подлинные очень старые зеленые "муравленые" изразцы, но они уже уничтожены вандалами и заменены копиями.
Нынче это храм ярославского гарнизона.
С местом, где стоит Михайловский храм, а точнее, с той частью Которосли, против которой храм стоит, связано важное историческое событие. В 1681 году по Которосли плыл на струге, возвращаясь в Москву из ссылки, знаменитый патриарх Никон, жизнь которого известный писатель и наш земляк Ефим Дорош назвал "жизнью шекспировского наполнения". Патриарх до Москвы не доплыл и умер прямо вот здесь.
Имя Никона связано с большой трагедией русского православия - расколом. Крутой, властный патриарх возжелал исправить православные обряды по образцу греческих, полагая, что тем самым восстанавливает истинную веру. Против никоновских реформ восстали те, кто считали себя старообрядцами, но на самом деле были сторонниками измененных обрядов. Все эти противоречия, вероятно, можно было как-то уладить и найти разумный компромисс, но жесткая, чтобы не сказать жестокая политика Никона компромиссов не признавала. Со своими противниками он расправлялся беспощадно, чем их, естественно, еще больше ожесточил и сделал примирение практически невозможным. Никон проводил политику главенства церковной власти над светской и даже носил титул "великого государя". В конце концов, вначале покровительствовавший Никону царь Алексей Михайлович снял с него патриарший сан и сослал на север в Ферапонтов монастырь. Правда, в 1661 году царь Федор, крестник Никона, разрешил ему вернуться в Москву. Никон был даже восстановлен в патриаршем сане, но, как мы уже знаем, по дороге из ссылки его земная жизнь окончилась.
До сих пор православная церковь остается расколотой, и обе стороны обвиняют друг друга в искажении истинной веры. В Ярославской области и самом Ярославле и сегодня существуют значительные объединения старообрядцев. Им отдан один из лучших храмовых ансамблей нашего города - ансамбль в Коровниках с всемирно известной церковью Иоанна Златоуста.