После того, как были снесены старинные торговые ряды, эта часовня одиноко стоит на фоне заднего фасада "Белого дома" - здания Обкома Коммунистической партии. Торговых рядов жаль, но часовня от этого сноса, пожалуй, выиграла, тем более, что ее тщательно отреставрировали, и она смотрится, как выточенная из дерева и раскрашенная нарядная крестьянская детская игрушка.
Часовня появилась в самом конце 19 века в ознаменование чудесного спасения семьи императора Александра Третьего. Когда царь с семьей ехал в поезде, произошло крушение, но никто не пострадал. Согласно легенде, Александр, человек могучего телосложения, держал на руках обрушившуюся крышу вагона, пока не подоспела помощь.
Часовня выстроена на деньги ярославских купцов по проекту архитектора Н.И. Поздеева. Ему же принадлежит проект соседней Сретенской церкви в нынешнем Депутатском переулке.
Давайте на примере этой часовни разберемся в особенностях так называемого ложно-русского стиля, он же "псевдо-русский", он же "византийский", а иногда просто "русский".
Конец XIX века - период минимум трех стилей, эклектики, модерна и ложно-русского. Эклектика - это смешение нескольких стилей, иногда довольно удачное, иногда - нет. О модерне речь в этой книге идет при описании дома Вахрамеева на улице Собинова. А ложно-русский стиль - это стиль, пытающийся творчески использовать какие-то элементы архитектурного стиля XVI - XVII веков. Это и черепичное покрытие, и оформление стен изразцами в ширинках, и тяжелые крыльца, украшенные "гирьками-висягами", и белокаменные наличники зарешеченных окон, и, конечно же, "восьмерик на четверике".
Если архитектор был талантлив, получалось довольно нарядно - как в случае с Н.И. Поздеевым. Тем более, что в данном случае архитектор использовал элементы церковного зодчества при строительстве нового, но все же церковного здания. Когда же архитекторы применяли те же приемы при оформлении гражданских зданий, чаще всего выходило грубо, аляповато, навязчиво. Так получилось. например, при оформлении фасада глазной больницы на Волжской набережной теперь там гинекологическое отделение.
Тем более, что в том же XVII веке строители брали настоящую черепицу, а в конце 20-го ее имитацию, детали, точеные из белого камня, теперь заменили на отлитые из железобетона и т.п. А это вело к совсем другим пропорциям: раньше-то все диктовалось размером кирпича, а теперь желанием мастера.
Кроме того, древний мастер работал вдохновенно. вкладывал в каждую деталь самого себя, а те, кто строили на рубеже XIX и XX столетий, были нередко людьми более рассудочными, рациональными, Вот и получалось у них все слишком аккуратно, слишком математически выверенно. Возьмите ту же резную дверь в нашу часовню: тонкая, тщательная работа. Но какая-то сухая, совсем не похожая на чистую, наивную, такую искреннюю работу древнего резчика.
Неудачи объяснить в данном случае легко: нельзя в одну эпоху строить средствами другой эпохи, с другой идеологией. Если в XVII веке вход в церковь был оформлен короткими пузатыми колоннами-бочонками, это выглядело естественно; те же колонны у входа в больницу выглядят нелепо. Если классицистический барский особняк XVII или XIX века в три этажа был функционален первый этаж - службы, второй -бельэтаж, жилье барина с красивыми крупными окнами, третий этаж - с маленькими окошками предназначался для слуг, то в советские времена трехэтажная школа в таком же классицистическом стиле, естественно, обязана была делать все окна одинаковыми, так как функция у них всех была одна, освещать класс. Поэтому такую школу можно было строить с любым количеством этажей, а это означало, что вместо настоящего классицизма получалось что-то совсем другое, хоть и немного на него похожее такие же фронтоны, такие же архитектурные ордера, карнизы, сандрики, баллюстрады - словом, те же архитектурные детали. Такой стиль называли ложно-классическим, а иногда еще сталинским, потому что он пышным цветом расцвел именно в эпоху, когда необходимо было утвердить незыблемость "социалистического" строя. В Ярославле зданий в таком стиле много - например, на Советской улице, на проспекте Ленина и др. Особняки XIX века невелики и уютны, огромные жилые корпуса с теми же деталями, но многократно увеличенными, выглядят тяжелыми и неуклюжими. Трехэтажная школа в таком же классицистическом стиле, естественно, обязана была делать все окна одинаковыми, так как функция у них всех была одна, освещать класс. Поэтому такую школу можно было строить с любым количеством этажей, а это означало, что вместо настоящего классицизма получалось что-то совсем другое, хоть и немного на него похожее такие же фронтоны, такие же архитектурные ордера, карнизы, сандрики, баллюстрады - словом, те же архитектурные детали. Такой стиль называли ложно-классическим, а иногда еще сталинским, потому что он пышным цветом расцвел именно в эпоху, когда необходимо было утвердить незыблемость "социалистического" строя. В Ярославле зданий в таком стиле много - например, на Советской улице, на проспекте Ленина и др