Далее: Tема 3. Философия Нового Вверх: Методические рекомендации к семинарским Назад: Tема 1. Античная философия

Tема 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения

  1. Философская схоластика и ее основные представители.
  2. Номинализм и реализм в средневековой философии.
  3. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.

Задания А

  1. Философы эпохи Возрождения, в отличие от средневековых авторов, усматривали важнейшее свойство человека в том, что он:
    1. Совершил грехопадение
    2. Способен к творчеству
    3. Сотворен по образу и подобию Божьему
    4. Обладал разумом

  2. Августин Аврелий рассматривал историю как:
    1. Осуществление божественного промысла
    2. Совокупность случайных событий
    3. Результат действия объективных законов
    4. Циклическое повторение одних и тех же событий

  3. Отличительная черта философии эпохи Возрождения:
    1. Космизм
    2. Теоцентризм
    3. Антропоцентризм
    4. Гносеоцентризм

  4. Кто является основоположником гуманизма эпохи Возрождения?
    1. Данте Алигъери
    2. Франческо Петрарка
    3. Лоренцо Вала
    4. Эразм Роттердамский

  5. Кто из мыслителей эпохи Возрождения считал, что мир есть бесконечный процесс разворачивания Бога, "всего, что он держит в себе, Мир -- это Бог"?
    1. Э. Роттердамский
    2. Н. Кузанский
    3. Леонардо да Винчи
    4. Т. Мор

  6. Какое направление философии утверждало: "Созданный Богом мир прекрасен и ценен до самой незначительной детали, так как в каждой мельчайшей его частице присутствует дыхание творца"?
    1. Пантеизм
    2. Гуманизм
    3. Деизм
    4. Томизм

Задания B

  1. Соотнесите названия трактатов и имена философов:

    a. Августин Аврелий   а. Сумма теологий
    b. Фома Аквинат   б. Исповедь
        в. Сумма против язычников
        г. О граде Божьем
        д. О троице
        е. Спорные вопросы

  2. Сопоставьте имена мыслителей и направления схоластики:

    a. Реализм   а. Фома Аквинат
    b. Номинализм   б. Росцелин И.
    c. Концептуализм   в. Ансельм Кентерберийский

  3. Сопоставьте направления и утверждения:

    1. Универсалии существуют реально, то есть независимо от сознания людей
    2. Реально существуют только вещи и явления; а универсалии -- это лишь имена, названия, данные им людьми
    3. Универсалии существуют реально только в Боге, а вещам названия дают люди

    а. Реализм    
    б. Номинализм    
    в. Концептуализм    

Задания C

  1. В средневековой философии был знаменитый спор реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально, единичные же вещи могут складываться из общих понятий подобно тому, как многие нити могут связываться в один узел. Номиналисты полагали, что универсалии -- это лишь имена, реально же существуют лишь единичные предметы. Попробуйте поучаствовать в этом споре.
  2. Английский философ Средневековья Уильям Оккам сформулировал "принцип бережливости", который звучит следующим образом: "Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости". Как Вы понимаете данную мысль? Какие аргументы приведете в доказательство или в опровержение?
  3. Назовите знаменитые пять аргументов в пользу существования Бога, сформулированные Фомой Аквинатом. Выделите наиболее сильные и слабые аргументы. Кто из известных философов доказал логическую несостоятельность аргументов?
  4. Кто сформулировал онтологический аргумент в пользу существования Бога, и в чем его суть?
  5. Вставьте пропущенные слова во фразу Николая Кузанского: "Все вещи состоят из... в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим".

Задания D

  1. Прочитайте отрывок из трактата Фомы Аквинского "Сумма теологии". Ответьте на следующие вопросы: Какой проблеме посвящен отрывок? Какие аргументы приводит философ в доказательство собственных тезисов? Логичны ли его аргументы? Приведите контраргументы.


    Ф. АКВИНСКИЙ

    $\quad$ ...Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего тому, что человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью. Между тем эта цель не поддается постижению разума; в соответствии со словами Исаии (гл. 64, ст. 4): "Око не зрело, боже, помимо тебя, что уготовал ты любящим тебя". Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

    $\quad$ Притом даже и то знание о боге, которое может быть добыто человеческим разумом, по необходимости должно быть преподано человеку через божественное откровение: ибо истина о боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступна немногим, притом с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в боге. Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом, и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к богу истины богом же и были преподаны в откровении.

    $\quad$ Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении.

    $\quad$ Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано богом в откровении, следует принять на веру. Различие в способах, при помощи которых может быть познан предмет, создает многообразие наук. Одно и то же заключение, как то, что земля кругла, может быть сделано и астрологом, и физиком, но астролог придет к нему через посредство математического умозрения, отвлекаясь от материи, физик же -- через посредство рассуждений, имеющих в виду материю. По этой причине нет никаких препятствий, чтобы те же самые предметы, которые подлежат исследованию философскими дисциплинами в меру того, что можно познать при свете естественного разума, исследовала наряду с этим и другая наука в меру того, что можно познать при свете божественного откровения. Отсюда следует, что теология, которая принадлежит к священному учению, отлична по своей природе от той теологии, которая полагает себя составной частью философии.

    $\quad$ ...Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и притом высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных геометрией, а теория музыки -- на основоположениях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства. Итак, подобно тому как теория музыки принимает на веру основоположения, переданные ей арифметикой, совершенно так же священное учение принимает на веру основоположения, преподанные ей богом.

    $\quad$ Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнюю легче вести от тех предметов, которые открыты естественному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука.


Далее: Tема 3. Философия Нового Вверх: Методические рекомендации к семинарским Назад: Tема 1. Античная философия

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
2006-03-18