Целесообразно начать изучение темы "Эволюция христианства" с рассмотрения вопроса об исторических предпосылках его возникновения. Появлению новой религии предшествовал упадок старой. Причины последнего следует искать в ряде характерных черт, присущих язычеству: а) относительная простота и формальность языческих религий: наивное, прямое обожествление сил природы, политеизм, сохранение пережитков примитивных фетишистских, тотемистских и анимистических представлений в языческих культах греков и римлян, обряд в качестве основы античных религий; б) общинная и государственная заданность античных религий; в) практическое единство религиозной и политической организации; г) идейная неразвитость, неразработанность античных культов, отсутствие содержательной доктрины. Вам следует обратить внимание на роль философии (рационализма) в преодолении примитивных верований, на проникновение новых культов, религиозный синкретизм и преодоление общиннополисной ограниченности, на насаждавшийся культ монархов-правителей как духовный суррогат религиозности. Согласитесь (или выдвигайте свои основания), что античные языческие религии были возможны только в простом гражданском обществе городов-государств и с кризисом этого общества были обречены на угасание. Глубочайший духовный поворот античного общества выразился в его стремлении к новой религии - религии сострадания и утешения. Мы предлагаем вам обдумать вопрос о её идейных истоках. Таковыми, на наш взгляд, были: а) востребованность идей монотеизма, мессианизма и универсального характера божества у населения античного мира; б) восточные культы, пользовавшиеся особым успехом в античном мире на рубеже старой и новой эры (Кибелы, Исиды, Митры); в) философские идеи киников, стоиков, неоплатоников, гностиков;36 г) мессианское религиозное движение в Древней Иудее (ожидание исполнения пророчеств) и деятельность религиозно-социальных группировок римской Иудеи (ессеи и Кумранская община). У Вас может быть иной взгляд на эту проблему, но несомненным для всех является значение Священного Писания как основного духовного источника новой веры. Примите к сведению, что Священное Предание -- распространение откровения Божия посредством устного слова и примера, это Библия -- книга, как считают христиане, Боговдохновенная. Книги Священного Писания созданы разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части: книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Существует также деление на канонические и неканонические книги; деление по содержанию (законоположительные, исторические, учительные и пророческие). Предлагаем вам возобновить в памяти вехи Священной истории Ветхого и Нового Завета. Сотворение мира. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонское столпотворение. Появление идолопоклонства. Авраам. Исаак. Иаков. Иосиф. Египетское рабство. Моисей и исход евреев из Египта. Сорокалетнее странствование евреев. Судьи. Цари Давид и Соломон. Пророки. Падение Израильского царства. Падение Иудейского царства. Вавилонский плен. Возвращение иудеев из плена и построение второго храма. Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания на греческий язык. Римское владычество. Рождество Пресвятой Девы Марии. Рождество Христово. Чудеса и притчи Христа. Ученики Христа. Предательство Иуды. Суды над Иисусом Христом. Распятие и смерть Христа. Воскресение Иисуса Христа. Явления Христа апостолам. Сошествие Святого Духа на апостолов. В вопросе о становлении христианства мы считаем важным привлечь внимание к следующим положениям веры и событиям, определившим начальную историю христианства. Вера: а) в миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; б) во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в) в страшный суд; г) в небесное воздаяние и установление царства Божия. Проповедническая деятельность апостолов и распространение христианства. Гонения иудеев на христиан. Облик первоначальных христианских общин (их национальный и социальный состав, организационные формы, внутренняя жизнь). Исконная потенция христианства к развитию вширь и вглубь: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал., 3, 28). Дистанцирование от иудейства и превращение христианства сначала в общеантичную, а затем в мировую религию. Постепенное формирование общехристианской организации -- Вселенской церкви. Изменение организационной структуры христианских общин -- появление клира (епископов, диаконов, пресвитеров). Гонения на христиан со стороны римской государственной власти (при императорах: Нероне, Траяне, Марке Аврелии, Деции, Валериане, Диоклетиане). Миланский эдикт императора Константина о веротерпимости (313 г.). Концепция Евсевия о божественном происхождении власти. Юлиан Отступник. Ереси в христианстве: мессалианство, монтанизм, донатизм, арианство. Принятые всей церковью 7 Вселенских соборов, "утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого". Никейский собор -- осуждение арианства и признание первенства римского епископа в церкви как по положению, так и по достоинству. Распространение института монашества. Типы монастырей: лавра и общежительный монастырь. Развернутое религиозно-философское обоснование ортодоксальной христианской доктрины в патристике (роль "великих каппадокийцев": Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова). Никео-Царьградский Символ Веры. Разработка обрядности, календаря христианских праздников. Развитие и детализация принципов и норм христианской этики в трудах "отцов церкви". Расцвет житийной, агиографической литературы. Эдикты 390-392 гг., первый из которых официально объявлял христианство ортодоксально-никейской догмы государственной религией Римской империи, а второй запрещал отправление языческих культов и предписывал закрытие и уничтожение всех языческих храмов. В 476 г. Западная Римская империя прекратила своё существование. Именно с этой датой, как правило, связывают начало эпохи средневековья, в период которой христианство в Европе стало доминирующей идейно-политической силой. Изучая развитие христианства в эпоху средневековья разумным представляется сосредоточить внимание на следующих вопросах. Распад Римской империи на два самостоятельных государства: Византию и Западную Римскую империю. Падение Западной Римской империи. Тенденции к организационному размежеванию Западной и Восточной церквей (раздельные соборы, Толедский собор 589 г., господство в IV веке различных христианских течений, разность исторических обстоятельств и традиций культурной жизни). Вульгата Иеронима. Наследование Западной церковью юридизма мышления, четкой регламентации и авторитаризма власти, свойственных римской государственной традиции. Обоснование Западной церковью своего первенствующего положения во вселенской церкви, особого права интерпретации заветов Христа, претензий папства (с V века римские епископы стали именоваться папами) на непогрешимость суждений, идеи превосходства духовной власти над светской. Доктрина о "двух градах" Августина Блаженного. Папоцезаризм и цезаропапизм. "Теория симфонии" как взаимодополняющего единства светской и духовной власти. Конкретно-историческая обусловленность доминирования идеи искупления на Западе и идеи богопознания на Востоке. Несторианство и христологические споры. Диофизитство и монофизитство. Организация восточной церкви (принцип пентархии). Деятельность императора Юстиниана. Отпадение от византийской церкви монофизитской (григорианской) церкви Армении. Провозглашение константинопольского патриарха вселенским главой, т. е. главной восточной церкви, равным папе. Максим Исповедник -- концепция "синэргизма" (человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой через веру и волю он может поддерживать контакт не с самим Богом, а с его энергией). Иоанн Дамаскин как систематизатор христианского вероучения. Ересь павликиан, влияние манихейства на учение павликианства (родственные идеи богомильства XI века). Эдикт императора Льва III (726 г.), объявлявший почитание мощей и икон идолопоклонством. Эпоха иконоборчества (726 -843 гг.): иконоборцы и иконопочитатели. Теория образа и его восприятия. Окончательное восстановление почитания святых икон на поместном Константинопольском соборе в 842 году. Расширение миссионерской деятельности византийской церкви при патриархе Фотии (820 -891 гг.). Кирилл и Мефодий -- создатели славянской письменности. Македонское возрождение (867-1056 гг.): окончательно вырабатывается и получает господствующее распространение крестово-купольный тип византийского храма; окончательно вырабатывается иконографическая программа внутреннего оформления храма, принципиальное единство монументальных форм с внутренним живописным оформлением, освещением, литургией, её вокально-хоровым сопровождением. Рационалистическая традиция в византийском богословии: Михаил Пселл, Иоанн Итал. Идеи Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.); Ранний и поздний "исихазм" (Иоанн Лествичник, Григорий Палама). Огромное значение для судеб исторического христианства имело такое трагическое событие, как "Великая схизма" -- это раскол, формальное разделение прежде единой вселенской церкви на римско-католическую и греко-православную (отпадение Римской церкви). Представляется необходимым тщательно изучить идеологемы и события, приведшие к расколу, историческая и логическая последовательность которых, полагаем, следующая: а) развитие в Западной церкви теории о королевской власти как орудии в руках церкви, б) "Константинов дар" -- подложная грамота, по которой Римский император Константин будто бы передал папам верховную власть над Римом, Италией, западными провинциями империи и признал превосходство папы над другими владыками, в) провозглашение Иоанном VII права папы не только короновать, но и смещать императоров, г) "апостолическое" происхождение константинопольского патриаршего престола (основание константинопольской церкви братом св. Петра -- апостолом Андреем, как один из аргументов против претензий папства на примат над византийской церковью). Последовательность событий, приведших к расколу 867 г.: а) папа Николай I (858-867 гг.) объявляет избрание патриархом константинопольским Фотия неканоническим; б) Римский собор 863 г. объявляет патриарха Фотия низложенным; в) Константинополь отвергает претензии папства на право низложения своих патриархов и в свою очередь обвиняет папу в искажении догматики, в нарушении церковной дисциплины, обрядов и богослужения. Официальное примирение двух церквей. События, предшествовавшие "великой схизме": сельджукские завоевания; крестовые походы и обострение отношений между Западной и Восточной церквями, с начала XI века в Восточной церкви прекратили упоминать пап при богослужении; активная деятельность латинского духовенства в Константинополе (увеличение числа богослужений по западному образцу); патриарх константинопольский Михаил Кируларий (1043-1058 гг.) отвергает претензии папы Льва IX диктовать свою волю в догматических и иных вопросах, закрывает подчиненные Риму церкви и монастыри в Византии; папа отлучает патриарха от церкви (16 июля 1054 г.) легат папы представляет соответствующую грамоту; в Восточной церкви собирается собор (20 июля 1054 г.), который объявил всех сторонников Западной церкви еретиками (на соборе были уточнены расхождения, сформулированные уже как обвинения: вопрос о филиокве, вопрос об опресноках, субботний пост, целибат, обычай католических священников брить бороду, крещение не в купели, а обрызгиванием, пренебрежение культом икон). Расхождения касались и понимания структуры церкви (папы претендовали на руководство всей церковью, что противоречило принципу пентархии, согласно которому власть папы по отношению к другим патриархатам была властью авторитета, а не дисциплинарно обязательной). Нарастание религиозного разобщения: в 1075 г. папа Григорий VII обнародовал "Диктат папы" и потребовал от королей вассальной присяги; при Иннокентии III (1198-1216 гг.) папа выступает как прямой наместник Христа на земле; Бонифаций VIII (1294-1303 гг.) объявил папу верховным арбитром и "вселенским государем"; четвертый крестовый поход -- разгром крестоносцами Константинополя и его святынь.