Оперирование полевыми структурами в процессе анализа художественного текста позволяет по-новому оценить особенности творчества того или иного автора. Действительно, уже сам процесс выделения имени поля, его доминанты дает возможность читателю выявить концепцию содержащего данное поле отрезка дискурса. Определение характера лексико-семантических связей между единицами поля, а также анализ семантических структур единиц, использованных при описании того или иного явления (героя, ситуации) позволяет предсказать динамику дальнейших событий произведения, выявить тенденции в отношении автора к описываемому полем участку действительности, то есть определить картину мира писателя, которая в случае отсутствия ее целостной "полевой" трактовки, воспринималась бы во многом интуитивно.
В разное время различные авторы по-разному (хотя зачастую неосознанно) использовали понятийные структуры в своем творчестве. Одним из наиболее интересных создателей "текстовых" полей явился Фрэнсис Скотт Фицджеральд, затронувший в своих произведениях проблему (а, соответственно, и поле) "богатства" в американском обществе 20-30 годов 20 века.
Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд - величайший американский писатель, который вошел в историю мировой литературы благодаря своим романам о жизни Америки в 20-е годы двадцатого века, среди которых особенно известны: "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby, 1925), <Ночь нежна> (Tender Is The Night, 1934), "По эту сторону рая" (This Side Of Paradise, 1920) и ряд других. В наше время имя Фицджеральда постоянно упоминается наряду с именами других американских классиков двадцатого века - Фолкнера, Хэмингуэя, Томаса Вулфа, Теодора Драйзера, Шервуда Андерсона и Синклера Льюиса. Среди этих блестящих прозаиков Фицджеральд занимает особое место - равного среди лучших, отличаясь неповторимой самобытностью. Творчество Фицджеральда дает нам представление о той "особой" эпохе и о тех людях, которые "прожигали" свои жизни, и об авторе, поведавшем всему миру об особенностях "потерянного поколения".
Основное своеобразие творчества Фицджеральда заключается в том, что американский писатель являлся представителем "века джаза", того короткого периода в американской истории, который начался вскоре после окончания первой мировой войны и завершился наступлением великой депрессии тридцатых годов. Само название этого периода позаимствовано из сборника рассказов Фицджеральда "Сказки века джаза". Понятие "век джаза" стало символом, характеризующим массовое увлечение карнавальным стилем жизни, которое стимулировалось безошибочным предчувствием скорого конца послевоенной эпохи бунтов против буржуазного утилитаризма и закабаления личности окаменевшими нормами прагматической морали.
"Век джаза" - это середина двадцатых годов, это времена страшной нищеты и несметного богатства, это эпоха "новых американцев", чикагских гангстеров и сухого закона, закончившийся "черным четвергом" 1929 года (родоначальником всех черных вторников). А американская мечта - это "правосудие для всех", общество равных возможностей, не скованное сословными предрассудками.
Точка зрения Фицджеральда на проблемы богатства и бедности, любви и ненависти, добра и зла нашла отражение в используемых автором для их описания языковых средствах. С целью осуществления наиболее полного анализа особенностей авторского "оперирования значением", мы попытались рассмотреть полевую структуру, предложенную Фицджеральдом для создания языковой картины "rich" в романах "Великий Гэтсби", "Ночь нежна" и рассказе "Алмаз величиной с отель Риц".